Меньше двух лет остается до истечения срока действия Договора Согласия, основополагающего контракта, регулирующего отношения команд Формулы 1, Берни Экклстоуна как владельца коммерческих прав спорта и FIA. С начала 2013-го года Формула 1 может остаться без основного закона, если сторонам не удастся преодолеть серьезные противоречия, прежде всего экономические.
Бывший руководитель команды Toyota F1 Джон Хауэтт, в свое время занимавший пост заместителя председателя ассоциации FOTA, надеется, что до столь пессимистичного сценария не дойдет, хотя риск этого не стоит преуменьшать.
Несмотря на разногласия между командами, они, тем не менее, смогут выработать единую позицию в решении коммерческих вопросов. Впрочем, Хауэтт считает, что Берни Экклстоун вряд ли пойдет на увеличение доли команд при распределении доходов, которые приносит Формула 1.
Есть вероятность, что фактические хозяева чемпионата мира, инвестиционный фонд CVC, продаст права на Формулу 1 каким-то новым владельцам. Но если предположить, что команды, все-таки, не подпишут новый Договор Согласия, что тогда останется у CVC? По мнению Хауэтта, кому бы ни принадлежал сам бренд Ф1, суть этого спортивного явления – именно команды.
«Ясно одно: основой Формулы 1 всегда была и всегда будет та мистическая смесь лучших инженеров и самых передовых технологий, лучших гонщиков и лучших команд, которые соревнуются друг с другом на лучших трассах мира, – считает Джон Хауэтт. – Поэтому само имя имеет лишь второстепенное значение, и риск потерять права на его использование не станет препятствием. Для публики, для болельщиков все ассоциации с чемпионатом мира связаны только с командами, в какой бы гоночной серии они ни выступали».
Теоретически, команды даже могут найти нового стратегического партнера, который займет место CVC, если им будут предложены более выгодные коммерческие условия. Но, разумеется, организация альтернативного чемпионата – крайний случай, которого все попытаются избежать.
Тем не менее, по мнению Хауэтта, в какой-то момент может оказаться, что это единственная реальная и разумная альтернатива. Причем, FIA вполне в состоянии найти общий язык с командами: при всех сложностях, если в чемпионате мира, как бы он ни назывался, останется только две стороны, в целом структура спорта станет более простой и управляемой. Будет проще принимать любые решения и, соответственно, легче учитывать интересы болельщиков и спорта в целом.