Гран При Японии в Сузуке – это гонка, в которой не раз решалась судьба титула в те годы, когда спор за него вели такие титаны, как Сенна и Прост, Шумахер и Хаккинен. А в этот уик-энд велика вероятность, что мы станем свидетелями, как Себастьян Феттель выиграет свой второй чемпионат подряд.
Британский эксперт и комментатор Джеймс Аллен рассуждает о возможной тактике, которой команды будут придерживаться в Японии…
Джеймс Аллен: «Сузука, наряду со Спа, занимает особое место в сердцах гонщиков: преодолевать скоростные повороты и уникальный первый сектор трассы, представляющий собой серию быстрых извивов, проехать которую можно по единственной правильной траектории – задача сложная, но интересная.
Трасса всегда ставила перед командами хитрые тактические задачи, поскольку обгоны здесь затруднены, хотя на некоторых ее участках, например, в шикане после знаменитого поворота 130R, мы порой видели успешные маневры. В этом году системы DRS должны облегчить обгоны, и стратеги, строя свои планы, будут учитывать этот момент.
Шансы Феттеля и Red Bull Racing
Гран При Японии – это 15-й этап чемпионата. Победив в трех предыдущих гонках в Спа, Монце и Сингапуре, Себастьян Феттель, скорее всего, на Сузуке обеспечит себе второй чемпионский титул. Выиграв в этом году 9 Гран При из 14-ти, Феттель находится на пике формы, а если говорить о японской трассе, то он выступает здесь просто мастерски, и в последние два года победы доставались именно ему.
На этом автодроме по-настоящему проявляется скоростное превосходство Red Bull, поскольку в скоростных поворотах RB7 развивает огромную прижимную силу. Как ни удивительно, но пока все 100% поул-позиций в этом году доставались гонщикам Red Bull Racing. До конца сезона – пять этапов: смогут ли они выиграть все квалификации до единой?
Два года, в 2007-м и 2008-м, Гран При Японии проводился на трассе Fuji Speedway, но в 2009-м вернулся на Сузуку. Можно также вспомнить, что Михаэль Шумахер побеждал на Сузуке 6 раз; по одному разу выигрывали Фернандо Алонсо (который также один раз победил на Фудзи) и Рубенс Баррикелло (в 2003-м году).
Прогноз погоды
После удушающей влажности Сингапура гонщики и инженеры рады вернуться в страну с более нормальным климатом. Сузука расположена недалеко от побережья, и здесь всегда возможны внезапные ливни, иногда весьма интенсивные. Впрочем, прогноз на этот уик-энд вполне благоприятный: с пятницы по воскресенье ожидается солнечная погода, 24 градуса при минимальной вероятности осадков.
Возможное поведение шин и другие факторы
Pirelli везет в Японию шины Soft и Medium – эта же комбинация составов использовалась в Валенсии, Германии, Бельгии и Италии.
Шинам на Сузуке предстоит выдержать серьезное испытание: в некоторых поворотах на колесо приходится нагрузка, эквивалентная 800 кг. Чтобы представить, как может вести себя резина на японской трассе, можно вспомнить Спа – аналогичную по характеру трассу со скоростными поворотами, хотя в предстоящий уик-энд температуры, скорее всего, будут выше.
В Спа были определенные проблемы с пузырением резины, связанные c углами регулировки передних колес, но сейчас это не должно повториться, и разница в скоростях между двумя составами должна выражаться примерно в 1 – 1,5 секунды на круге.
В Германии мы видели, что гонщики ряда команд попытались проехать на резине Soft как можно больше кругов, поставив Medium лишь незадолго до финиша, а Феттель и Масса использовали радикальную тактику: перешли на более жесткие шины на последнем круге.
Некоторые команды сталкивались с трудностями прогрева шин Medium до рабочих температур, но на Сузуке, где первый сектор состоит из серии скоростных поворотов, а шины испытывают серьезные боковые нагрузки, проблема, вероятно, будет проявляться не столь явно.
Основную часть дистанции гонщики, скорее всего, проедут на более мягкой резине, которая будет использоваться и в квалификации. Расчеты показывают, что в гонке свежий комплект шин Soft сможет обеспечить до 5 секунд преимущества. Пилоты таких команд, как Mercedes, Lotus Renault или Force India, которым удастся пройти в финал квалификации, претендуя на 7 – 10 стартовые позиции, могут предпочесть вообще не принимать участие в 3-й сессии, чтобы сберечь шины.
Число и вероятное время пит-стопов
По опыту предыдущих гонок, где использовалось такое же сочетание составов резины, мы знаем, что лидеры проходили дистанцию с тремя пит-стопами. Если в Red Bull Racing никогда не стремились экономить шины, делая ставку на победу в квалификации и старт с поула, то McLaren и Ferrari могут попытаться применить другую тактику. Чтобы проехать дистанцию с двумя пит-стопами, надо сделать отрезки длиннее. Кстати, появление на трассе автомобиля безопасности всегда на руку гонщикам, кто хочет провести на один пит-стоп меньше. Когда вероятность сейфти-кара достаточно высока, всегда есть смысл придерживаться более гибких тактических схем, чтобы при необходимости перейти на два пит-стопа.
Для команд середины пелетона, особенно для тех, чьи машины позволяют беречь резину, например, Sauber, Toro Rosso и даже Force India, Гран При Японии, возможно, станет еще одной гонкой, где они используют тактику двух пит-стопов и в итоге заработают очки.
Вероятность появления автомобиля безопасности
Как показывает практика, шанс появления автомобиля безопасности на Сузуке равен 60%. Поскольку аварии здесь происходят на больших скоростях, на трассе, как правило, остаются обломки машин, которые необходимо убирать. В обеих гонках в последние два года автомобили безопасности выезжали на трассу по одному разу».
Материал публикуется с официального разрешения www.jamesallenonf1.com