Гран При Японии стал еще одним ярким примером того, сколь велика роль тактики в современной Формуле 1. Британский эксперт и комментатор Джеймс Аллен проанализировал наиболее важные обстоятельства гонки…
Джеймс Аллен: «Износ шин на японской трассе оказался выше, чем предполагалось изначально, и успеха на Сузуке добились те гонщики, чьи команды правильно решили тактические задачи, причем, не только в воскресенье, но во время квалификации.
Пилоты лидирующей группы оказались в разных ситуациях. Из первой тройки хуже всего шины работали на машине Себастьяна Феттеля, зато Фернандо Алонсо был в самом выгодном положении. На старте каждого из отрезков он не мог сравниться в скорости с Феттелем, но зато был самым быстрым под конец отрезков, поскольку его шины еще позволяли держать более высокую скорость. За счет этого он получил возможность финишировать вторым, хотя в квалификации показал только 5-й результат.
Тем временем, когда Феттель совершил ранний пит-стоп, Дженсон Баттон, которому досталась победа в гонке, поехал в боксы на круг позже чемпиона мира, поскольку лучше сберег шины в ходе первого отрезка, а вернулся на трассу уже перед ним. Добиться этого было непросто: в ходе сезона McLaren набрали скорость, поэтому резина на их машинах работает примерно с такой же нагрузкой, как и на Red Bull RB7.
Феттель против Баттона и Алонсо
Гонщики первой тройки избрали одинаковую тактику: три первых отрезка проехали на мягких шинах, а финальный отрезок – на новых Medium. Разница в том, что резина на их машинах изнашивалась по-разному, и пит-стопы они проводили на разных кругах.
Когда гонка начиналась, я думал, что в Red Bull Racing выбрали для Феттеля консервативную тактику, поскольку для завоевания титула ему достаточно было заработать одно очко, – в этой ситуации Баттон и Алонсо получили свой шанс и воспользовались им.
Но более детальный анализ показывает, что все было по-другому, поскольку на каждом отрезке Себастьян сворачивал в боксы только тогда, когда шины начинали терять скорость. В этом сезоне мы не раз видели, что в Red Bull первыми проводили пит-стопы, хотя резина вполне могла выдержать еще несколько кругов, однако у машины всегда был достаточный резерв скорости, чтобы, несмотря на ранние визиты в боксы, немец мог сохранять свою позицию в гонке. Но в Японии это ему не удалось.
На тактику Феттеля в прошлое воскресенье можно посмотреть с двух точек зрения: с одной стороны, он рано посетил боксы в попытке сохранить позицию, что можно считать консервативным решением, но с другой, такую тактику можно назвать и агрессивной, поскольку был риск, что к концу гонки ему пришлось бы ехать на изношенной резине.
Он перешел на Medium за 20 кругов до финиша, тогда как Баттон – на три круга позже, а Алонсо – на четыре. За счет этого испанец отобрал у Феттеля 2-е место.
Под конец первого отрезка Феттель еще сохранял довольно большой отрыв (5,2 сек) и поехал в боксы только потому, что его шины были изношены (5-й круг – 1:39,7; 6-й – 1:40,0; 7-й – 1:42,2; 8-й – 1:41,7). В конце второго отрезка можно было видеть, что резина опять износилась, и перед заключительным пит-стопом он был агрессивен, поскольку на трассу ему предстояло выезжать на более жестких шинах. Свежий комплект резины в какой-то мере помог, но Дженсон в этот день переиграл Себастьяна по всем статьям.
О влиянии сейфти-кара на распределение очков
В этом сезоне мы уже не раз видели, что в середине пелетона идет очень острая борьба за места в конце первой десятки и полагающиеся за это очки. Можно было предвидеть, что в Сузуке, где столь высок износ шин, стратеги команд приступят к разработке планов на воскресенье еще до квалификации.
Камуи Кобаяши, Михаэль Шумахер, Бруно Сенна и Виталий Петров, прошедшие в финал квалификации, не проехали в третьей сессии ни одного быстрого круга. Таким образом, им удалось сэкономить для гонки по несколько комплектов шин: в случае с гонщиками Lotus Renault речь шла о двух комплектах Medium и одном Soft, а Шумахер и Кобаяши сберегли по одному комплекту Soft.
Расчет в данном случае строился на том, что разница в скорости между двумя составами резины на Сузуке доходила до 1,2 секунды на круге. Шумахер и Кобаяши стартовали на прикатанных мягких шинах, тогда как гонщики Lotus Renault – на новых Medium. При этом пилоты Force India, не попавшие в финал квалификации, стартовали на прикатанных Soft, а Серхио Перес, показавший в квалификации лишь 17-й результат, тоже начинал гонку на свежем комплекте Medium.
Вероятность появления автомобиля безопасности была на уровне 60%, и на 24-м круге этот момент настал. От этого выиграли Петров и Перес, поскольку оба стартовали на Medium, и благодаря сейфти-кару, смогли отыграть потерянное время. Они проигрывали лидеру 43 секунды и были в 20 секундах позади Адриана Сутила к тому моменту, как он побывал в боксах за 2 круга до появления автомобиля безопасности.
В Force India использовали классическую схему трех пит-стопов, и до 20-го круга все шло нормально. Но в период, когда на трассе был сейфти-кар, все разрывы нивелировались, а еще до этого Перес и Петров отыграли позиции, когда Сутил и ди Реста свернули в боксы. На Сузуке непросто обгонять, даже используя DRS. Петров и Перес концовку гонки провели на свежих мягких шинах, тогда как Сутил ехал на жестких, и шансов отыграться у него не было.
Если говорить о Mercedes GP, то Нико Росберг стартовал с 23-й позиции после проблем с гидравликой, возникшей в начале квалификации. Первый отрезок он провел на шинах Medium и перед появлением автомобиля безопасности ехал за Сутилом, занимая 12-ю позицию. Нико использовал такую же тактику, что и Force India, но сейфти-кар помог ему сократить отставание, а под конец гонки у него было преимущество, которое давал свежий комплект Soft, так что он сумел опередить Адриана и получить 1 очко за 10-е место.
Михаэль Шумахер провел гонку по стандартной схеме трех пит-стопов, останавливаясь на 9-м, 24-м и 41-м кругах. Интересно, что на прикатанных мягких шинах он проехал 15 кругов: следовательно, на его машине резина работала в более щадящем режиме, чем на Red Bull и на McLaren Льюиса Хэмилтона, хотя в этом году часто бывало наоборот.
К моменту появления сейфти-кара Михаэль проигрывал лидеру 25 секунд, так что неожиданно получил шанс подтянуться. Благодаря довольно длинной серии из 17-ти кругов на резине Soft, которую он провел уверенно и стабильно, Шумахер смог опередить Фелипе Массу, в очередной раз подчеркнув, что под конец сезона ветеран набирает неплохую форму. Он стал намного лучше проводить гонки после того, как его гоночным инженером стал Джок Клиа, в свое время работавший в Williams с Жаком Вильнёвом, старым соперником Шумахера.
Что случилось с Льюисом Хэмилтоном?
Для Хэмилтона японская гонка прошла как-то странно: все началось с того, что вместе с командой они допустили ошибку в квалификации, и Льюис не успел проехать еще один быстрый круг. Затем во время гонки он явно уступал в скорости Дженсону Баттону, своему напарнику по McLaren.
Из-за медленного прокола в конце первого отрезка он безусловно потерял какое-то время (5-й круг – 1:40,1; 6-й – 1:40,8; 7-й – 1:41,9), а также пропустил вперед Алонсо и Баттона. Как потом объяснили в McLaren, это также сказалось на всей остальной гонке, поскольку они откорректировали настройки его машины еще до того, как осознали, что странности в ее поведении связаны с проколом. По словам команды, из-за этих изменений баланс шасси изменился в худшую сторону.
Второй отрезок Льюис проехал действительно неважно, намного хуже, чем другие. К 12-му кругу он ехал в темпе Алонсо и Баттона, но к моменту пит-стопа на 20-м круге отстал на 8 секунд, т.е. терял по секунде на круге.
Хэмилтон отыграл позицию у Массы за счет более раннего пит-стопа, а затем, воспользовавшись слабостью Ferrari: на алых машинах резина Medium прогревается медленнее, и он обогнал Фелипе, когда тот вернулся на трассу, выехав из боксов. После перехода на Medium Хэмилтон поехал быстрее, но потерял слишком много времени на первых отрезках гонки, так что уже не мог рассчитывать на высокий результат.
Мягкая резина в Японии изнашивалась очень интенсивно, но, как всегда, все гонщики были в одинаковой ситуации. Прокол колеса ухудшил положение Хэмилтона, но такое впечатление, что у него были и другие проблемы, с которыми не сталкивались лидеры. Когда шины сдают, это очень обидно для гонщика. Получается заколдованный круг: ты пытаешься атаковать, но в итоге едешь медленнее».
Материал публикуется с официального разрешения www.jamesallenonf1.com