Британский эксперт и комментатор Джеймс Аллен анализирует тактические решения, которые команды использовали во время Гран При Индии…
Джеймс Аллен: «Хотя Гран При Индии нельзя назвать захватывающим, с тактической точки зрения он был интригующим – из-за разницы в скорости между двумя составами резины, которые необходимо было использовать каждому гонщику.
Как уже не раз бывало в этом году, сюжет гонки развивался несколько неожиданно, не так, как предсказывали прогнозы.
Феттель лидировал, и у него всегда было уверенное преимущество над Баттоном. Хотя в начале каждого отрезка Дженсону удавалось немного сокращать отставание, RB7 всякий раз хватало скорости, чтобы отрыв от McLaren вновь увеличился до 5 секунд.
При таком отрыве Феттель мог позволить Баттону отыграть секунду за счет более позднего пит-стопа, и у него еще оставалась в запасе пара секунд на случай неудачного пит-стопа. В целом, в этом сезоне он стремился довести преимущество до семи-восьми секунд, а если в прошлой гонке оно было лишь на уровне пяти, – это признак того, что Баттону удавалось держать Феттеля под прессингом. Так что все было не так просто, как могло показаться со стороны.
Объяснение, почему Себастьян не наращивал отрыв, состоит в том, что он не хотел атаковать слишком агрессивно, поскольку опасался повредить шины. Лидер всегда проводил пит-стоп последним и не хотел оказаться в ситуации, когда его шины вконец износятся.
Учитывая разницу в скорости между шинами Hard и Soft, важно было точно определить момент, когда свежие жесткие шины позволяли бы ехать быстрее, чем изношенный комплект Soft.
Проблемы Уэббера
Можно сказать, что индийская гонка Марка Уэббера во многих смыслах стала отражением его сезона. Сначала он потерял позицию на старте, а потом на его RB7 резина изнашивалась интенсивнее, чем на машинах соперников. В итоге он оказался в невыгодной ситуации с точки зрения тактики.
Уэббер сражался за 3-е место с Фернандо Алонсо, который опередил его после второй серии пит-стопов. После гонки испанец сказал, что был удивлен столь ранним пит-стопом Марка. На 35 круге Уэббер опережал Алонсо примерно на две секунды, но его шины начинали сдавать. На 36-круге он проиграл Фернандо одну секунду.
На среднем отрезке дистанции Уэббер проехал только 21 круг до того момента, как его шины начали терять скорость, что на 7 кругов меньше, чем Феттель на точно такой же машине, и чем Баттон. Это “Ахиллесова пята” австралийца в текущем сезоне. Чтобы опередить Марка, Фернандо достаточно было промчаться два круга в агрессивной манере.
Проблемы Уэббера кажутся тем более странными, что шины Pirelli оказались в этот уик-энд заметно устойчивее к износу, чем ожидалось. В ходе среднего отрезка Михаэль Шумахер проехал 32 круга на комплекте Soft (но это был свежий комплект, который не использовался в квалификации).
После гонки стало ясно, что Pirelli могла бы привезти в Индию составы Soft и SuperSoft, но у шинников не было никакой реальной информации о новой трассе. Кроме того, температуры могли быть намного выше, так что лучше было перестраховаться.
Хотя в некоторых гонках Уэббер показывал хорошую скорость, в этом году его подводят старты, после чего он застревает в трафике, а это еще усугубляет ситуацию с шинами: он теряет свободу тактического маневра, и поэтому ему приходится каждый раз сворачивать в боксы раньше соперников.
Как Шумахер опередил Росберга
Михаэль Шумахер вновь выступил сильно, в третий раз за последнее время опередив Нико Росберга в гонке, где оба добрались до финиша. Михаэль стартовал 11-м, в четырех позициях позади напарника, но в очередной раз отлично проехал первый круг, сразу пробившись на 8-е место.
В конце первого отрезка он продержался на трассе на круг дольше, после чего на его машину поставили свежий комплект Soft, тогда как Росберг получил шины, уже использовавшиеся в квалификации. Именно средний отрезок был для Шумахера ключевым: он продержался 32 круга на одном комплекте, на 4 больше, чем Росберг. Когда Нико перешел на Hard на 45-м круге, по идее, он должен был бы поехать быстрее, чем Шумахер на изношенных мягких шинах, однако семикратный чемпион мира не сбавлял темп, проходя круги на уровне 1 мин. 29 секунд. Но Нико на новой резине не сразу набрал нужную скорость, поэтому Шумахер, остановившись на 50-м круге, смог опередить своего молодого напарника.
Кстати, команда проинформировала гонщиков, что они вольны соревноваться друг с другом, но Михаэль быстрее, чем Нико, прогрел шины и смог остаться впереди. Вообще дуэт Mercedes GP держался на трассе несколько обособленно: Шумахер и Росберг уступали лидерам, но опережали всех остальных.
Индийская гонка стала очередным свидетельством того, что Шумахер действительно восстановил форму и готов бороться за более высокие результаты, если в следующем году команда сможет построить для него хорошую машину.
Ди Реста: тактика не сработала
Согласно предстартовым прогнозам, разница в скорости между Soft и Hard такова, что гонщики захотят свести к минимуму число кругов на жесткой резине. На самом деле все оказалось не так драматично, и шины Hard вполне позволяли держать хорошую скорость.
Но это стало ясно только после того, как Пол ди Реста, Виталий Петров и Серхио Перес, стартовавшие на жестких шинах, совершили ранние пит-стопы, чтобы перейти на Soft. Ди Реста заехал в боксы на 2-м круге, рассчитывая, что потерянное на этом время он сможет отыграть, когда на трассе рано или поздно появится автомобиль безопасности (в последних гонках сейфти-кар выезжал пять раз).
Также команды полагали, что, поскольку индийским маршалам не хватает опыта, и они тратят больше времени на уборку трассы от обломков, как это было во время тренировок, гоночный директор Чарли Уайтинг не станет рисковать и обязательно выпустит автомобиль безопасности, если произойдет какая-то авария. Но этого не случилось.
Поэтому ди Ресте предстояло проехать остаток дистанции на мягких шинах. Но вместо того, чтобы провести лишь еще один пит-стоп, как это сделали Перес и Петров, разделив дистанцию на две примерно равных части, он был вынужден заезжать в боксы дважды, поскольку ему не удавалось беречь резину.
Первым признаком того, что Hard позволяет ехать достаточно быстро, стала скорость Рубенса Баррикелло. После аварии на старте он был вынужден перейти на жесткие шины на первом же круге и, оказавшись на свободной трассе, показывал неплохие результаты прохождения кругов. Так что ди Реста, Петров и Перес могли бы без проблем проехать на Hard и более длинные отрезки.
На первом круге ди Реста был 13-м и ехал за машинами Toro Rosso: если бы его тактика была более удачной, он бы финишировал где-то рядом со своим напарником, Адрианом Сутилом. Вообще это довольно смелое решение – провести настолько ранний пит-стоп в надежде на автомобиль безопасности, особенно в ситуации, когда ты занимаешь достаточно неплохую позицию.
У Force India быстрая машина, которая позволяет стабильно пробиваться в первую десятку, и гонщики команды пару раз даже опережали соперников из Mercedes GP. При этом в Force India понимали, что не могут позволить себе терять очки, если вдруг в ход событий на трассе вмешается появление автомобиля безопасности, поэтому решили рискнуть, ведь в последних гонках такое происходило достаточно регулярно.
На кону стояло всего одно очко, так что, потеряно было не так уж и много, однако, вероятно, рискнуть имело смысл, ведь если бы сейфти-кар все-таки выехал на трассу, то это могло заметно ухудшить шансы Toro Rosso.
Прогресс Toro Rosso
Хайме Альгерсуари в очередной раз сильно провел гонку, финишировав восьмым. В этом сезоне машина Toro Rosso позволяет беречь резину, но в Индии удивило то, что Хайме смог оторваться от Адриана Сутила на среднем отрезке гонки. Это говорит о прогрессе команды из Фаэнцы, учитывая, что Force India еще недавно опережала Mercedes.
С момента Гран При Сингапура она постоянно удивляет. Сочетание новых крыльев, модернизированного днища, эффективного использования выхлопной системы и картографии двигателя словно преобразило машину, и этот феномен стоит отдельного исследования».
Материал публикуется с официального разрешения www.jamesallenonf1.com