В паддоке любого Гран При можно случайно повстречать очень интересных людей. В Абу-Даби F1News.Ru удалось пообщаться с автором сценария знаменитого документального фильма «Сенна» Манишем Панди. Полная версия этого интервью будет опубликована позже, но вот что ответил Панди на вопрос о том, чем современная Формула 1, по его мнению, отличается от гонок прежних времен, которые многие склонны идеализировать…
Маниш Панди: «Если честно, по-моему, сегодня гонки проходят интереснее, чем 25 – 30 лет назад. Благодаря современным правилам, ситуация в Формуле 1 выровнялась, машины разных команд сравнимы по своим возможностям, и отставание в 0,2 секунды уже кажется весьма значительным. Если вспомнить времена Найджела Мэнселла, то в 1992-м году на своей Williams он запросто опережал Айртона Сенну, выступавшего за McLaren, на 2 секунды. И я не могу сказать, что те гонки были такими уж захватывающими.
Я помню, что сезон 1988-го года спасло только то, что Ален Прост выступал на такой же машине, как Сенна. Не будь этого, чемпионат стал бы просто скучным. И не соглашусь, что коллизии на трассах стали менее драматичными: наоборот, во многих ситуациях внутреннее напряжение и драматизм чувствуется даже сильнее.
Тем не менее, есть несколько вещей, которые действительно сделали Формулу 1 несколько менее яркой. Понимаете, до того, как стать писателем и сценаристом, я был хирургом. И я не считаю, что машины в наше время стали слишком безопасными. Если бы они стали абсолютно безопасными, на все 100%, я бы чувствовал себя самым счастливым человеком в мире. И, тем не менее, сейчас на уровне подсознания публика настроена, что все будет нормально, что ничего страшного не может произойти в принципе. И это, конечно, снижает уровень драматизма.
Я вовсе не хочу сказать, что Формула 1 должна быть такой, как в те годы, когда в любой момент кто-то мог погибнуть на трассе. Это было ужасно. Я сейчас пишу сценарий о сезонах 1957-1958 гг., и ни один из пяти гонщиков, выступавших тогда за Ferrari, не дожил до конца 1959-го года.
Во-вторых, сегодня пилоты стали намного моложе. Судите сами: Льюис Хэмилтон – фантастическая личность, Фернандо Алонсо – отличный парень, Фелипе Масса, Себастьян Феттель – все они просто замечательные люди. Но они моложе, чем гонщики, выступавшие в Формуле 1 в прежние времена. Ведь если Льюису – 25 лет, он, скорее, будет привлекать внимание своих сверстников и тинэйджеров, а в этом возрасте жизнь сама по себе тоже не столь драматична, как жизнь зрелого человека.
Например, Сенна обходился без менеджера, он все делал сам, и отчасти поэтому в свои 30 выглядел на все 40. Он сам заключал все контракты, сам занимался всеми бизнес-проектами, и никогда не боялся говорить то, что думает.
Здесь мы подходим к третьему аспекту: Формула 1 стала чересчур политкорректной. Людям крайне сложно быть откровенными, говорить то, что они действительно думают. Весь паддок может обсуждать какую-то конкретную историю или ситуацию, но никто не осмелится о ней написать, а гонщикам тяжело быть открытыми и откровенными с прессой. Конечно, это тоже влияет на общую картину.
Помните, когда Сенна выбил с трассы Проста в 1-м повороте Сузуки на скорости 250 км/час в 1990-м году и потом стал чемпионом мира? Сейчас подобные вещи невозможны в принципе. Вот если бы гонщики были постарше, повзрослее, может быть, они бы не подчинялись командной тактике, не слушались ни боссов команд, ни спонсоров, и делали то, что считали нужным…
А сегодня гонщиков часто критикуют за искренность, как это было в случае в Хэмилтоном после Гран При Монако. Думаю, этого нельзя делать, потому что все это тоже снижает уровень интриги…»