До Гран При США остается чуть больше полугода, и из техасского города Остин, рядом с которым полным ходом идет сооружение Circuit of the Americas (COTA), приходят обнадеживающие сообщения: строительство автодрома может быть завершено даже раньше намеченного срока.
Разумеется, разнообразных проблем, как экономических, так и технических и организационных, у промоутеров гонки предостаточно, но постепенно все обретает более-менее конкретные очертания. Впрочем, среди людей, имеющих отношение к американской гонке, до сих пор нет согласия: впереди болезненные юридические разбирательства, поскольку проект возвращения Гран При на американскую землю начинали одни, а продолжают уже другие.
По иронии судьбы, два человека, сыгравшие ключевую роль в составлении проекта трассы, сейчас практически не у дел: это бывший промоутер гонки Таво Хеллмунд и известный американский мотогонщик Кевин Шванц, чемпион мира 1993-го года.
Хеллмунд серьезно рассорился с инвесторами автодрома и сейчас с ними судится. Его старинный друг Шванц занимался проектом проведения на СОТА этапа чемпионата MotoGP, но судьба этого начинания тоже крайне туманна.
Тем не менее, Хеллмунд и Шванц на днях впервые подробно рассказали журналистам газеты Austin American Statesman о конфигурации будущей трассы, и это довольно любопытная информация. Есть у проекта и еще один соавтор: Йоханнес Хогребе, опытный инженер из бюро Германа Тильке, помогавший американцам воплощать их идеи в чертежах, схемах и 3D-моделях.
Интересно, что все начиналось с грубого эскиза, который Хеллмунд набросал на кухне лондонского офиса Берни Экклстоуна еще шесть лет назад. Идея постепенно развивалась, близ города Остин был выбран подходящий участок земли, который показался специалистам компании Tilke Gmbh близким к идеальному, и конфигурация будущего автодрома максимально органично вписана в естественный ландшафт.
1-й поворот
Еще в 2007-м, когда Таво Хеллмунд рисовал эскиз трассы и делал первые комментарии к нему, он оказался перед выбором: каким должен быть 1-й поворот? Должен ли он напоминать знаменитую «Красную воду», что на трассе в Спа, или первый поворот старой австрийской трассы Österreichring?
«Австрийский вариант» одержал верх, но на американском автодроме этот поворот будет еще более крутым, и он сделан левым, а не правым, как в оригинале.
«Вы едете со скоростью под 300 км/час, и когда тормозите, все еще продолжаете двигаться на подъем» – комментирует Хеллмунд. В апексе 1-го поворота скорости падают до 112 км/час.
Его изначальная конфигурация впоследствии была скорректирована специалистами бюро Тильке, после того, как Алекс Вурц, бывший гонщик Формулы 1, опробовал компьютерную модель будущей трассы на симуляторе McLaren: внутреннюю часть поворота потребовалось сделать несколько шире.
2-й поворот
Любимым гонщиком Таво Хеллмунда был и остается Айртон Сенна, и второй поворот СОТА напоминает «эску Сенны», один из самых интересных участков бразильского «Интерлагоса»: трасса здесь тоже идет под уклон, но разница в том, что предыдущий, 1-й поворот американского автодрома длиннее.
4-й, 5-й и 6-й повороты
Эти повороты американской трассы явно «срисованы» со знаменитой связки Maggots-Becketts-Chapel, которая завораживает любого гонщика, когда-либо проехавшего по Сильверстоуну. Средние скорости здесь приближаются к 200 км/час.
В американской версии перед этой связкой машины едут примерно со скоростью 300 км/час, и в поворотах гонщикам придется испытать боковые перегрузки, достигающие 3,7g.
7 – 9-й повороты
Если в Сильверстоуне после Chapel начинается прямой отрезок, то на СОТА гонщикам сразу придется преодолеть два весьма крутых поворота, где придется сбросить скорость – это 7-й и 8-й.
По словам Хеллмунда и Шванца, идею этих поворотов предложил Йоханнес Хогребе: проходя их, гонщик как бы готовится к встрече с одним из самых интересных участков трассы.
10-й поворот
Изначально создатели СОТА хотели, чтобы в конфигурацию трассы был включен классический слепой поворот. 10-й поворот получился хитрым: он вызывает выброс адреналина, несмотря на то, что скорость здесь не так уж высока.
Дело в том, что апекс здесь расположен уже после перелома холма: машина на скорости под 200 км/час взлетает на подъем, минует его, и только затем начинается поворот. Если пилот ошибется в выборе траектории, его может обойти соперник, который ведет преследование, поскольку ширина трассы это позволяет.
11-й поворот
Предыдущий поворот заканчивается спуском с холма, и перед 11-м поворотом скорости вновь достигают 290 км/час. Однако вскоре следует резкое торможение до 100 км/час, поскольку трасса изгибается под углом, превышающим 90 градусов. Здесь находится одна из наиболее вероятных точек обгона.
Затем начинается прямой отрезок длиной 1,2 км, хотя здесь гонщикам тоже приходится преодолевать подъем и небольшой спуск.
12 – 14-й повороты
Этот отрезок напоминает стадионную секцию классического немецкого Хоккенхайма, хотя на СОТА скорости будут несколько ниже. Зато публика сможет дольше наблюдать за борьбой гонщиков на трассе.
16 – 18-й повороты
Ценители Формулы 1 без труда заметят сходство с 8-м поворотом Истанбул-парка с его несколькими апексами. Разница в том, что американская трасса изгибается не влево, а вправо, и идет слегка под уклон. Ожидается, что скорости здесь будут выше, чем в Турции.
19-й и 20-й повороты
Они замыкают кольцо, после чего начинается старт-финишная прямая, которая идет на подъем и заканчивается 1-м поворотом. Надо отметить, что пит-лейн сделан более широким, чем на традиционных трассах Формулы 1, поскольку на СОТА также предполагается проводить гонки популярных американских серий, в том числе и NASCAR.
По словам Таво Хеллмунда, обычно Гран При проходят на трассах, где предусмотрены одна или две точки возможных обгонов, но на СОТА таких точек три, если не четыре.