Команда Sauber подготовила любопытный видеролик, в котором наглядно показана конструкция машины Формулы 1. Инженеры швейцарской команды разрезали пополам Sauber образца 2008 года, и главный конструктор Мэтт Моррис рассказал о конструктивных особенностях машины.
Мэтт Моррис: «Все знают, что Формула 1 – технологическая вершина автоспорта. Вы неоднократно видели машины Формулы 1 по телевизору и на фотографиях в журналах, но намного интересней посмотреть на нее изнутри, разрезав как яблоко.
Мы разрезали машину точно пополам, на эту работу потребовалось два года. Вы можете увидеть все компоненты машины. Начнем с задней части: коробка передач, сцепление, двигатель, топливный бак, система подачи топлива, блок электроники. В передней части машины расположены педали и рулевое управление. В машине Формулы 1 очень важен низкий центр тяжести, поэтому необходимо расположить все компоненты как можно ниже.
Начнем рассказ с рулевого управления. Это не просто руль, ведь с его помощью гонщик может менять настройки машины и общаться с командным мостиком. Под рулем расположены лепестки переключения передач и сцепления. На лицевой стороне расположено много кнопок. Например, с их помощью можно связаться с парнями на пит-лейн, изменить настройки двигателя, чтобы он экономил топливо или выдавал большую мощность. Посередине находится небольшой монитор, на котором гонщик видит много полезной информации.
От рулевого колеса перейдём к рулевой колонке. Карбоновая трубка проходит через переднюю часть машины, и заканчивается системой рулевого управления. Правила сильно ограничивают работу с этим элементом, поэтому она очень простая, и во многом похожа на рулевую систему в обычной машине, только меньше и легче.
Рассмотрим место пилота. Его отделяет примерно 15 миллиметров от топливного бака, который изготавливают из кевлара. Горизонтальные пластины внутри бака не дают топливу скапливаться в одной части бака, например, при торможениях, разгонах или прохождении поворота. К тому же они равномерно распределяют топливо, снижая центр тяжести.
Мы поговорили о расположении различных элементов, но сейчас речь пойдет о самой важной части машины – рабочем месте гонщика».
Серхио Перес: «Очень важно комфортно сидеть за рулем, потому что приходится контролировать большую мощность. После моей тяжелой аварии в Монако в прошлом году, мы знаем, что это очень безопасная машина. Как я уже говорил, важно, чтобы было комфортно, ведь в гонке мы проводим за рулем около двух часов».
Мэтт Моррис: «Серхио, ты сидишь всего в десяти миллиметрах от поверхности трассы и чувствуешь это во время гонки. Этот пример наглядно демонстрирует, что у машины очень низкий клиренс и гонщик ощущает это на себе!»
Серхио Перес: «Да, это так. Иногда можно почувствовать, как машина касается трассы!»
Мэтт Моррис: «Безопасность имеет огромное значение в Формуле 1. Если что-то случится, то в машине есть автономная система пожаротушения, которая может быть включена гонщиком или маршалами. Шасси предполагает основную защиту для гонщика. Монокок очень прочный и легкий. Для защиты головы гонщика существует область под воздухозаборником двигателя. В передней части кокпита есть большая зона деформации, которая защищает гонщика в случае опасности. Эта часть кокпита проходит обязательный краш-тест. Надеюсь, вам понравилась наша машина в разрезе. Спасибо за внимание».