После Гран При Канады британский эксперт и журналист Джеймс Аллен подготовил стратегический обзор прошедшей гонки…
Джеймс Аллен: «Борьба в Канаде всегда была плотной из-за особенностей трассы, выбранной командами стратегии и эффективности системы DRS. Данные говорят о том, что в день гонки разница в скорости между машинами McLaren, Red Bull и Ferrari была минимальной – всего одна-две десятых на круге, а на итоговый результат повлияла эффективная работа с резиной и, что ещё более важно, верная стратегия.
После финиша многие обвиняли Red Bull и Ferrari в том, что допущенные командами ошибки лишили их победы, но действительно ли это так?
В канадской гонке сменилось три лидера, каждый из них мог победить, но стартовавший с поула Себастьян Феттель закончил гонку четвёртым, Фернандо Алонсо лидировал за семь кругов до финиша и оказался на пятой строчке, а Льюис Хэмилтон смог оптимально использовать тактику двух пит-стопов, и в итоге выиграл гонку.
Факторы выбора
Риск использования тактики одного пит-стопа в Канаде связан с тем, что хотя вы окажетесь впереди гонщиков, решивших останавливаться дважды, на более свежей резине и с использованием DRS они легко смогут вас догнать и выйти вперёд – трасса позволяет обгонять. Однако, учитывая 71% риск выезда автомобиля безопасности, те, кто выбрал один пит-стоп и оказался в средней группе, могли получить возможность отыграть позиции. При старте с первых рядов факторы немного иные.
На свободных заездах в пятницу команды выяснили, что больших проблем с износом резины на канадской трассе нет, и в гонке можно использовать тактику одного пит-стопа, хотя для этого на дистанции придётся беречь шины. Однако в McLaren выбрали две остановки, поскольку теоретически этот вариант был примерно на десять секунд быстрее при условии, что гонщик сможет атаковать на всей дистанции.
В пятницу в McLaren смогли поработать только с одной машиной, поскольку Дженсон Баттон большую часть дня провёл в боксах, наблюдая за работой механиков, боровшихся с утечкой масла и дважды сменивших коробку передач. В Ferrari вообще отказались от длинных серий кругов, лишь Масса проехал 12 кругов подряд, но в очень медленном темпе – возможно, именно это помешало им в воскресенье.
В день гонки температура асфальта поднялась на 15 градусов по сравнению с пятницей, и перед стартом даже у тех команд, которые проехали длинные серии на свободных заездах, не было уверенности в том, что собранная информация верна и тактика одного пит-стопа является оптимальной.
Чтобы это понять, нужно было попробовать, контролируя состояние резины и не допуская её перегрева, поскольку в этом случае современные шины Pirelli очень резко теряют эффективность, что сразу сказывается на времени прохождения круга. Ограничивающим фактором был ресурс задних шин, а состав Soft казался оптимальным для большей части дистанции гонки.
Как Алонсо и Феттель уступили Хэмилтону
Старт не изменил порядок гонщиков первой тройки – Феттель лидировал, за ним ехали Хэмилтон и Алонсо. Во время первой волны пит-стопов, когда все они перешли от SuperSoft к Soft, расстановка изменилась. Феттель провёл пит-стоп на 16-м круге, Хэмилтон – на 17-м, Алонсо – на 19-м. Хэмилтон опередил Феттеля, их обоих опередил Алонсо, но Фернандо понадобилось больше времени, чтобы прогреть резину, и Хэмилтон его обогнал.
На втором отрезке лидировал Хэмилтон, за ним ехали Алонсо и Феттель, и в тот момент все трое имели возможность провести второй пит-стоп. Хэмилтон был уверен, что так и будет, поэтому взвинтил темп, оторвался от Алонсо на четыре секунды и контролировал этот отрыв. Алонсо и Феттель не знали, до какой степени можно атаковать, не рискуя серьёзным ухудшением эффективности резины, если на этом комплекте придётся ехать до финиша.
Время принятия решения
Хэмилтон заметил, что Алонсо и Феттель отстали, и спросил команду – уверена ли она в том, что соперники не проводят гонку с одним пит-стопом? Команда заверила его в этом, что позволило Red Bull и Ferrari понять – Льюис собирается на второй пит-стоп, и скорректировать свои планы, но износ резины в тот момент оценить было невозможно. Когда Хэмилтон отправился в боксы, Алонсо стабильно проезжал круги в высоком темпе – от 1:17 до 1:18, Феттель уступал несколько десятых и ехал в трёх секундах позади Фернандо.
Когда Хэмилтон провёл второй пит-стоп, Ferrari и Red Bull нужно было принять решение. Стоило ли им тоже сменить шины? В этом случае Феттель не опередил бы Хэмилтона, но мог обогнать Алонсо.
Для Ferrari ситуация была более очевидной. Алонсо лидировал в гонке с преимуществом в 14.8 секунд над Хэмилтоном – этого бы хватило, чтобы провести пит-стоп. Учитывая высокую скорость работы механиков Ferrari, они могли надеяться на то, что Фернандо вернётся на трассу где-то совсем рядом с Льюисом, но по первому пит-стопу они знали, что на машине Льюиса резина прогревается быстрее, и он может опередить испанца, как это произошло после первой остановки.
Их беспокоил и Феттель, поэтому они не стали проводить пит-стоп на 51-м круге, пытаясь одновременно контролировать и отрыв от других пилотов, в том числе и Грожана. Если бы в тот момент Фернандо всё же провёл пит-стоп, он мог остаться перед Романом, но даже если бы он выехал позади него, то с помощью DRS, и за счёт преимущества в скорости над машиной Lotus с изношенными шинами, легко бы вышел вперёд.
С каждым кругом становилось всё более очевидно, что Перес планирует добраться до клетчатого флага с одним пит-стопом, так что даже если бы Алонсо и Феттель провели второй пит-стоп на следующем круге после Хэмилтона, они имели шанс подняться на подиум, но этого сделано не было.
В подобной ситуации всегда легко задним числом говорить об ошибке. В Ferrari утверждают, что они ожидали столь же эффективной работы резины, как на машинах Lotus и Sauber, поэтому сменили шины только однажды. Однако, к моменту принятия решения на 50-51 круге шины у Фелипе Массы уже проехали сорок кругов и явно потеряли в эффективности – это было заметно. Фернандо же предстояло проехать на одном комплекте 51 круг – на десять больше, чем у Массы в тот момент. Совершенно непонятно, на чём базировалась уверенность Ferrari в том, что тактика одного пит-стопа в их случае является оптимальной.
На 60-м круге, когда Грожан ехал всего в десяти секундах позади Алонсо, расчёты показывали, что Фернандо может сменить резину. После этого он бы выехал в пяти секундах позади француза и смог бы обогнать его за десять оставшихся кругов, как Феттель обогнал Алонсо, когда в Red Bull поняли, что допустили ошибку, и заменили шины Себастьяну за семь кругов до финиша.
Уроки Канады
Результат Грожана говорит о высоком потенциале машины Lotus, которая позволяет в определённой ситуации провести на один пит-стоп меньше, чем соперники, при этом проехав дистанцию в стабильно высоком темпе. Проблема команды связана с недостаточной скоростью на быстром круге в квалификации – если бы Грожан и Райкконен квалифицировались в первой пятёрке, они могли бы получить серьёзное преимущество.
Финиш Переса на подиуме свидетельствует о его умении беречь резину, не теряя скорости. Речь идёт об уникальном сочетании факторов и подхода к пилотированию, ведь за рулём такой же машины Кобаяши редко удаётся проехать столь большую дистанцию на одном комплекте шин.
Беспокоит то, что канадская гонка могла стать второй подряд, где большинство гонщиков проехали дистанцию с одним пит-стопом. Гонка получилась столь захватывающей из-за стратегии Хэмилтона и борьбы за лидерство, а в остальном была довольно скучной. Современные машины и резина гораздо более эффективны в гонках с двумя или тремя пит-стопами, когда у гонщиков есть возможность более серьёзно атаковать на дистанции».
Материал публикуется с официального разрешения www.jamesallenonf1.com