Британский эксперт Джеймс Аллен анализирует стратегию команд в Бразилии и факторы, повлиявшие на успех...
Сюжет бразильского Гран При напоминал «американские горки» с подъёмами и спадами, обгонами на каждом круге и переменчивой погодой. Себастьяну Феттелю удалось справиться с последствиями столкновения на первом круге, поломкой радиосвязи и четырьмя пит-стопами – после первого круга он ехал 17-м, но в итоге финишировал шестым, заработав достаточно очков, чтобы гарантировать себе третий чемпионский титул подряд.
Фернандо Алонсо финишировал вторым после старта с седьмой позиции, но Ferrari не хватило скорости, чтобы побороться с Баттоном за победу, которая могла принести испанцу титул.
В сложных, непредсказуемых условиях специалисты по стратегии руководствовались скорее инстинктами, чем точными расчётами. Некоторым было нечего терять и они могли позволить себе серьёзный риск, надеясь на удачу, но два претендента на титул не могли рисковать – им нужно было непременно добраться до финиша, заработав максимально возможное количество очков.
Гонка состояла из трёх частей. На первых кругах, когда пошел дождь, нужно было определиться с тем, оставаться ли на сликах или ехать в боксы за промежуточной резиной. Среднюю часть гонки пилоты провели на сликах, а финальные двадцать кругов под дождём – на промежуточной резине.
Перед стартом
Дождь в день гонки прогноз обещал всю неделю, однако за несколько часов до старта его вероятность снизилась с 80% до 40%, так что гонка могла пройти и на сухом асфальте, но совсем в других условиях, чем в пятницу и субботу. Ключевым фактором стала температура – в день гонки было прохладно, но если бы она поднялась, это привело бы к увеличению износа резины и числа пит-стопов.
Трое гонщиков стартовали с позиций, не соответствующих потенциалу машин. Грожан стартовал 18-м после контакта с Педро де ла Росой в квалификации, Мальдонадо начинал гонку 16-м из-за штрафа с потерей десяти мест. Возможно, к ним можно отнести и Росберга, который отлично провёл квалификацию и стартовал девятым, хотя по чистой скорости машина не заслуживала столь высокой позиции.
Команды рассчитывали на два пит-стопа с первой сменой шин в районе 20-25 круга, средним отрезком на Hard и выбором между прикатанным Medium или новым комплектом Hard в конце гонки. Если во время пятничных свободных заездов температура асфальта превышала 50 градусов, то в день гонки она снизилась вдвое, так что командам пришлось реагировать на ситуацию.
В Pirelli вновь консервативно подошли к выбору составов. Из-за высокой нагрузки в некоторых поворотах итальянская компания предложила командам составы Hard и Medium. На свободных заездах в пятницу шины Hard работали не в своём температурном диапазоне – асфальт был для них слишком горячим, гонщики жаловались на плохое сцепление, а на шинах появлялись пузыри, но прохладная погода в день гонки уже больше подходила Hard, чем Medium.
Перед стартом из гонщиков сильных команд только у Пола ди Ресты оставался в запасе комплект новых шин Medium. У Ferrari остался один новый комплект Hard против двух новых комплектов этого состава у Red Bull и McLaren. При этом Ferrari уступала этим командам около трёх-четырёх десятых на круге.
В пятницу в Скудерии разделили программу, во время длинных серий кругов Масса работал с Medium, а Алонсо – с Hard, так что команда собрала достаточно информации для выбора оптимальной стратегии. В итоге они остановились на Medium – в Ferrari и Lotus использовали этот состав на среднем отрезке гонки.
Риск Баттона и Хюлкенберга
Условия в начале гонки были сложными, и команды вынуждены были гибко реагировать на ситуацию. Важно было проехать максимально длинный отрезок на сликах, когда начался небольшой дождь, но удалось это немногим – было крайне сложно поддерживать необходимую температуру шин.
В районе десятого круга в некоторых командах разделили стратегию пилотов – одни остались на сликах, другие получили промежуточную резину. В Red Bull промежуточные шины сначала поставили Уэбберу, а кругом позже и Феттелю. В McLaren Хэмилтон получил промежуточную резину, а Баттон остался на сликах.
В этой фазе был короткий момент, когда возникло ощущение, что слики у Баттона и Хюлкенберга не соответствуют состоянию трассы. С другой стороны, гонщики, слишком рано перешедшие на промежуточную резину, страдали от гранулирования. В результате многим пришлось провести второй пит-стоп в районе 18-20 круга, а Баттон и Хюлкенберг, которые всё это время оставались на трассе, лидировали с отрывом в сорок секунд.
При переменчивой погоде стратеги Force India часто копируют действия Баттона, который очень эффективно действует в подобных условиях. В прошлом это не раз позволяло им добиваться хороших результатов.
В Интерлагосе Баттону и Хюлкенбергу удалось поддерживать рабочую температуру шин и справляться с водой на трассе, удерживая машины на узкой более сухой траектории. Подобные условия серьёзно осложняли обгоны, поскольку вне траектории сцепления не было, и многие гонщики выезжали в зоны безопасности, пытаясь опередить соперника за счёт более позднего торможения на влажном участке.
Ключевым моментом гонки стал выезд автомобиля безопасности на 23-м круге из-за обломков на трассе. Это очень помогло Хэмилтону, Алонсо, Феттелю, Уэбберу и другим, кто отстал от лидеров из-за пит-стопов и разворотов. У Баттона и Хюлкенберга не было другого выбора, кроме как сменить шины после выезда автомобиля безопасности, чтобы сохранить лидерство.
Перед этим, во второй фазе гонки, когда на 18-20-м круге гонщики переключались на слики, в Ferrari и Lotus выбрали Medium, хотя в большинстве команд предпочли Hard. В Lotus были готовы к тому, чтобы финишировать на этом комплекте – их машины достаточно бережно работают с резиной, а у Ferrari могли возникнуть проблемы в случае длинного финального отрезка – до финиша оставалось больше 40 кругов, и у них возникло очевидное гранулирование на поверхности передних шин.
Стратеги большинства команд после гонки назвали свои действия верными, они не могли скопировать действия Баттона и Хюлкенберга, не имея уверенности в том, что гонщики смогут прогреть шины до нужной температуры и поддерживать её на дистанции.
В подобных условиях Баттон всегда действует очень эффективно, но и Хюлкенберг в 2010-м выиграл квалификацию на Интерлагосе в схожих условиях. Жаль, что Нико потерял контроль над машиной, пытаясь опередить Хэмилтона, что привело к аварии и штрафному проезду по пит-лейн, и ему не удалось реализовать свою исключительную работу на трассе и верные стратегические решения в хороший результат».
Материал публикуется с официального разрешения www.jamesallenonf1.com