Пилот Red Bull Racing Марк Уэббер подвел итоги сезона в своей колонке на сайте BBC Sport…
Марк Уэббер: «Сезон Формулы 1 завершен, и я испытываю смешанные чувства. Это просто фантастика – второй раз за три года выиграть Гран При Монако и Великобритании. В 2012-м побеждали многие пилоты, поэтому занять первое место было непросто. После победы в Сильверстоуне у меня были отличные шансы побороться за титул. К сожалению, после этого сезон для меня складывался не так удачно, и я не смог составить компанию напарнику по команде Red Bull Racing Себастьяну Феттелю и пилоту Ferrari Фернандо Алонсо в борьбе за чемпионский титул.
Я рад, что в этом году мне удалось улучшить квалификационные результаты по сравнению с Себастьяном. В 2011-м мне приходилось во многом тяжело по разным причинам, однако в этом сезоне я вернулся к форме, которую демонстрировал в 2010-м. Я сделал шаг вперед с точки зрения скорости, однако мне не хватало стабильности, которая в прошлом была одной из моих сильных сторон. Это связано со многими факторами, так что одна из задач на следующий сезон – прибавить в этом компоненте.
Я упустил место в первом ряду и потенциальную победу в Барселоне, потому что квалифицировался одиннадцатым. Мы думали, что моего первого быстрого круга хватит, чтобы пройти в финал квалификации, но его оказалось недостаточно. Кроме того, у меня возникли технические проблемы на квалификации в Валенсии – из-за этого я стартовал в конце пелотона, а после Сильверстоуна началась черная полоса. В Германии я получил штраф с потерей пяти позиций за замену коробки передач. Затем произошла еще одна поломка в Венгрии, из-за которой возможное пятое место превратилось в восьмое. Затем была еще одна замена коробки передач в Гран При Бельгии.
После этого в Монце я пилотировал не так хорошо, как мог. В Сингапуре мы не лучшим образом сработали в плане стратегии, а в Японии во втором повороте меня выбил Роман Грожан. Это привело к тому, что я оказался вне борьбы за чемпионский титул. После всего этого в США на моей машине отказал генератор.
Нельзя терять очки, если вы боретесь за чемпионат с гонщиком, вроде Фернандо, который в этом году демонстрировал потрясающую стабильность. У всех были сходы, в том числе и у Себастьяна. Он потерял победу в Валенсии и шестое место в Монце из-за отказа генератора, но за исключением этих случаев, он провел довольно гладкий год. Его сезон сильно отличался от того, с чем пришлось столкнуться мне.
Однако, было много и положительных моментов. По скорости я оказался ближе к Феттелю, чем в прошлом. Есть некоторая ирония в том, что разница между нами в количестве заработанных очков больше, чем могла быть.
Я уже начал думать о следующем сезоне. Нужно добиться прогресса, вернуть былую стабильность, сохранив скорость. Кроме того, нужно поработать над стартами, которые в этом году не были идеальными. Меня не покидают мысли, как мог бы сложиться этот сезон, если бы не проблемы. Впрочем, Льюис Хэмилтон, выступавший за McLaren, наверняка испытывает такие же ощущения, однако иногда ситуация складывается подобным образом. Тем не менее, в этом году мы увидели захватывающие гонки, и я получил настоящее удовольствие от участия в них.
Чемпионат могли выиграть как Себ, так и Фернандо. Я знаю, что многие желали победы Алонсо, во многом из-за того, что по ходу сезона он не допустил ни одной ошибки. Однако Себастьян смог отыграться, уступая на одной из стадий чемпионата более 40 очков – он отлично поработал. Он смог воспользоваться двумя сходами Фернандо, в которых не было вины гонщика Ferrari. Когда он сошел в Бельгии и Японии, Себастьян был вторым и первым. В такой ситуации у людей всегда противоположные мнения, можно встать на любую сторону, но нужно заметить, что в этом году ни перед одной из гонок мы не смогли сказать, что Ferrari быстрее всех. Это мое мнение, однако, задача Ferrari состоит в том, чтобы сделать быструю машину.
Нельзя сказать, что Айртон Сенна должен был выиграть чемпионат в 1993 году. Он этого не сделал, и ни при каких обстоятельствах не мог сделать за рулем McLaren. Ален Прост на Williams был очень силен. Однако когда Сенна и Прост выступали в одной команде, между ними шла очень плотная борьба. В конечном счете, и Себастьян, и Фернандо провели феноменальный сезон. Я бы не сказал, что ситуация могла сложиться иначе. Легко говорить о том, что могло бы быть, но Себ выиграл чемпионат – и точка.
Решающим в борьбе за титул оказался момент, когда Red Bull смогла доработать машину в заключительной части сезона. Мы начали в Сингапуре, а затем обновления были установлены в Японии и в Корее. Наш технический директор Эдриан Ньюи отлично поработал над тем, чтобы машина из просто хорошей превратилась в отличную. Изменения оказались небольшими, однако они позволили добиться от RB8 большей эффективности. Команда была настроена выяснить причину возникших проблем, с которыми столкнулась в начале года. Мы не смогли решить их все, и это вдохновляет накануне следующего сезона. Это означает, что у новой RB9 отличные перспективы стать ещё лучше.
В этом сезоне мы блестяще проводили пит-стопы – в этом наша команда оказалась самой стабильной. Однако все равно есть области, в которых мы можем прибавить зимой. Первая часть сезона 2012 года оказалась очень трудной для нас. Мы знали, что не располагаем лучшей машиной, поскольку не смогли добиться от нее максимальной эффективности. Мы знали, что её потенциал выше, однако не могли его раскрыть. Эдриану и другим инженерам пришлось поломать голову над этой задачей. Однако они не опустили руки и в итоге сделали машину лучше – в конце сезона мы выступили гораздо сильнее. Мы многому научились в этом году. Надеюсь, в следующем сезоне мы окажемся в лучшей форме.
Позади длинный сезон в Формуле 1 – пора передохнуть и восстановить силы. У меня остались хорошие воспоминания о прошедшем чемпионате, однако с начала января и до последней недели ноября я постоянно общался с одними и теми же людьми. Необходим перерыв, чтобы восстановить силы и провести какое-то время с семьей и друзьями. Если этого не сделать, то заключительная часть следующего сезона вас просто вымотает.
Первым делом в моем графике значится участие в Tasmania Challenge. На этом мероприятии мы собираем деньги на борьбу с раком, а также на защиту "тасманийского дьявола", который находится под угрозой вымирания.
Кроме того, мне предстоит операция на ноге, которую я сломал в конце 2008 года после инцидента на горном велосипеде. На самом деле, на всё это не так много времени. Осталось меньше двенадцати недель до того, как в Мельбурне всё начнется заново».