Несомненно, Кими Райкконен был одним из героев минувшего сезона. В одном из российских рейтингов он даже оказался на первом месте в номинации «Самый яркий гонщик года», причем, в абсолюте, потому как в расчет принимались достижения пилотов различных международных чемпионатов, не только Формулы 1.
Популярность Кими на родине, в Финляндии, тоже достигла прежнего уровня: статистика подтверждает, что в спортивных разделах интернет-изданий новости о Райкконене вызывали максимальный интерес читателей.
Одна из особенностей чемпиона мира заключается в том, что он относится к этому абсолютно спокойно.
«Я делаю свое дело – если публика за этим следит – хорошо, – сказал Кими в эксклюзивном интервью F1News.Ru в конце июля. – Если нет – в моей жизни ничего не меняется. Впрочем, если честно, мне все-таки приятно… Но, понимаете, выкладываюсь я одинаково – неважно, один у меня болельщик или миллионы. Но если в разных странах, в каких-то больше, в каких-то меньше, людям нравится то, что мы делаем – это хорошо и для меня, и для команды».
В интервью, опубликованном по итогам сезона в январском номере британского журнала F1 Racing, Райкконен подчеркнул, что о нем надо судить по его выступлениям, и вместе со своим гоночным инженером Марком Слейдом рассказал о некоторых, наиболее интересных гонках 2012-го года.
«Это был первый день, когда мне пришлось пилотировать машину Lotus E20 в дождевых условиях, причем, на старте гонки, когда она была полностью заправленной, и это было не так просто, – вспоминает Кими Гран При Малайзии. – Немало соперников сошло с дистанции, а мы смогли собраться, показать хороший результат и заработать очки (за 5-е место).
Ближе к концу дистанции мне удалось проехать самый быстрый круг, когда трасса уже подсыхала, и это был важный результат, поскольку в первых гонках сезона у нас были некоторые проблемы, но затем мы начали наращивать скорость».
«Справедливости ради, надо сказать, что этот самый быстрый круг стал для нас приятным сюрпризом, – добавляет Марк Слейд. – Но для всей команды это был огромный шаг вперед по сравнению с тем, как мы выступали в прошлом году. В то же самое время мы знали, что машину предстоит дорабатывать, чтобы она позволила претендовать на победы.
Оказалось, что шины на Е20 работают в щадящем режиме, поэтому мы хорошо выступали в условиях высоких температур. Кроме того, у Кими такой стиль пилотирования, что он весьма аккуратно обходится с резиной, и это я выяснил еще в 2005-м году, когда мы вместе работали в McLaren, ведь тогда не было разрешено менять шины по ходу дистанции, и в тех обстоятельствах у нас было заметное преимущество.
Но в ситуациях, когда надо интенсивно прогревать шины, Кими иногда оказывался в невыгодном положении, потому что его естественный стиль пилотирования не слишком агрессивный».
В Бахрейне, на 4-м этапе сезона Райкконен впервые в 2012-м году получил возможность бороться за победу, но уступил Себастьяну Феттелю, заняв 2-е место. Не стоит забывать, что в той гонке он стартовал с 11-й позиции.
«Когда я позже анализировал гонку, то подумал, что, наверное, мне все-таки надо было остаться на внутренней траектории и попытаться обогнать Феттеля, чтобы выйти в лидеры, – признает Кими. – Но даже если бы я его опередил, не уверен, что мне удалось бы удержать позицию.
Сейчас я, наверное, провел бы этот маневр по-другому, но все равно, для команды это был хороший результат. Никто не ожидал, что мы добьемся успеха после столь тяжелой квалификации».
Марк Слейд считает, что шансы на победу, все-таки, были, поэтому не скрывал своего разочарования, но таковы гонки: «К сожалению, так же, как и мы, Феттель сэкономил комплект свежей резины, и это позволило ему добиться хорошего сцепления с трассой. Борьба была очень острой, но нашим шинам совсем чуть-чуть не хватило, и они уже начали терять скорость. Тем не менее, в Бахрейне гонщики Lotus заняли 2-е и 3-е места – это здорово».
Исход Гран При Европы в Валенсии напомнил Кими Райкконену дела давно минувших дней, ведь в том же порядке Фернандо Алонсо, он и Михаэль Шумахер втроем стояли на подиуме в Маньи-Кур в 2005-м году.
«Такое ощущение, что это было уже много лет назад. Мы мало изменились, разве что поменяли команды и цвет комбинезонов, – улыбается финн. – Жизнь продолжается. Михаэль, похоже, почти все такой же молодой, но он решил уйти из Формулы 1. Это его выбор, но в какой-то момент нам всем придется так поступить.
Когда я стою на подиуме, мне абсолютно неважно, рядом со мной чемпионы мира или какие-то другие гонщики. Но если говорить о Валенсии, забавно то, что на подиум от команды Ferrari поднялся Андреа Стелла, инженер Фернандо, с которым в разное время мы все работали, все трое. Так что в тот день мы вместе отпраздновали успех».
Но еще любопытнее то, что и Марку Слейду есть, что вспомнить в этой связи: «Хочу подчеркнуть, что и я был гоночным инженером всех троих. А если говорить о гонке в Маньи-Кур 2005-го года, то Кими тогда был несколько расстроен, поскольку полагал, что у него были шансы на победу.
Но на тренировке на его McLaren сгорел двигатель, поэтому мы получили штраф и потеряли 10 стартовых позиций, и все равно он финишировал 2-м. Помню, Кими был доволен, что обогнал Хуана-Пабло Монтойю, поскольку в то время у них были не лучшие отношения…»
Одной из своих лучших гонок в минувшем сезоне Райкконен считает Гран При Венгрии: «Хунгароринг стал одной из тех гонок, которую я провел действительно хорошо. В квалификации допустил несколько ошибок, но после того, как мы внесли ряд изменений в настройки, машина стала намного лучше.
И вновь я занимал не самую выгодную позицию, а в Венгрии, как известно, сложно обгонять, но мне удалось сберечь шины и проехать довольно длинный отрезок. Потом, когда все свернули в боксы, я поднажал и смог отыграться. Я догнал Льюиса Хэмилтона, пробившись на 2-ю позицию, но, к сожалению, мне не хватило скорости, чтобы его обойти.
Когда я выезжал из боксов, я знал, что мой напарник уже рядом – команда предупредила по радио. Какое-то время мы ехали колесо в колесо, и в момент торможения я видел, что его машина приближается.
Но это был нормальный маневр, это гонки, и мы смогли избежать контакта. На входе в 1-й поворот я заблокировал колесо, находившееся на внутреннем радиусе. Возможно, я атаковал слишком агрессивно, но маневр был неплохой…»
Слова Кими о его победе в Абу-Даби мы уже приводили, но вот что вспоминает о той трифумальной гонке Марк Слейд: «По ходу сезона у нас было немало успехов, но были и неудачи, как на трассе, так и за ее пределами, поэтому победа Кими принесла команде настоящую радость. По-моему, его скорость подтверждает, что Кими такой же, как прежде. Конечно, у Хэмилтона была быстрая машина, и он был на пути к победе, но кто знает? Может быть, ближе к концу дистанции у него бы начались проблемы с шинами.
По-моему, после того, как автомобиль безопасности второй раз покинул трассу, был момент, когда Кими по-настоящему блеснул. Именно тогда он проехал два самых быстрых круга и на секунду оторвался от Фернандо – это было просто невероятно!
Что касается его комментариев по радио, то Саймон Ренни, который обычно на связи с Кими по воскресеньям, всегда так себя ведет, а я его знаю с 2002-го года. Он полностью сосредоточен на своем деле, и все остальное для него неважно. В следующий раз команда поступит точно так же, и в этом нет особой проблемы.
Последние круги были очень напряженными. Алонсо отыграл полсекунды, и у меня было такое чувство, что сердце остановилось: нам казалось, все происходит, как в замедленном кино. Это было ужасно. Но, зная Кими, я понимал, что он своего не упустит. К двум последним кругам он сберег шины и вновь стал наращивать отрыв: он все идеально рассчитал.
Это была первая победа команды с момента гонки на Фудзи 2008-го года, так что потом мы вместе с Кими выпили пива. Такие моменты важно праздновать вместе».