Гоночный уик-энд в Бахрейне обещает быть очень жарким – во всех смыслах. Во-первых, дневные температуры на острове, как правило, превышают 30 градусов, во-вторых, борьба в чемпионате обостряется с каждой гонкой. Британский эксперт и комментатор Джеймс Аллен рассуждает о возможной тактике команд в Гран При Бахрейна.
Один из важных моментов состоит в том, что Pirelli внесла коррективы в выбор составов, предназначенных для предстоящей гонки: поскольку в Китае выяснилось, что шины Soft изнашиваются слишком быстро, то в Бахрейне команды получат резину Medium, которая уже использовалась на всех этапах с начала сезона. Вторым составом остается Hard, опробованный в Малайзии.
Эти изменения на руку таким командам, как Red Bull Racing и Mercedes, у которых больше сложностей с мягкими составами, но сработают против Lotus, чья машина позволяет беречь резину. В любом случае, Кими Райкконен остается одним из фаворитов уик-энда, тем более, что у него шансы на победу в Бахрейне были и в прошлом году.
Командам при планировании гонки предстоит учесть немало факторов и после тщательного анализа окончательно определиться с тактикой, которой они будут следовать в ходе бахрейнского уик-энда.
Температуры в Бахрейне очень высоки, повороты на местной трассе следуют один за другим, а тормоза здесь испытывают предельные нагрузки, поскольку во всех четырех точках интенсивного торможения скорости приходится гасить с уровня, превышающего 300 км/час.
В конце апреля в Бахрейне очень жарко, что, как и год назад, вероятно, приведет к повышенному износу резины. Автодром расположен посреди пустыни, поэтому всегда есть риск, что поверхность асфальта может быть покрыта тонким слоем песка, что может сказаться на уровне сцепления. Но по ходу уик-энда состояние трассы заметно улучшается.
Характеристики трассы
Bahrain International Circuit: 5,41 км. Дистанция гонки: 57 кругов = 308,23 км; 15 поворотов, преимущественно среднескоростных, три длинных прямых отрезка.
Аэродинамика настраивается на среднюю прижимную силу. Максимальная скорость – 322 км/час с активированной системой DRS и 310 км/час – без нее.
На полном газу гонщики проходят 64% круга, в режиме торможения – 16%. 7 зон торможения, износ тормозов – высокий. Для прохождения дистанции требуется 150,8 кг топлива. Потеря времени на пит-стопе – 18,6 секунды, полное время пит-стопа – 22,6 секунды. Ограничение скорости на пит-лейн - 100 км/ч.
Дополнительные 10 кг топлива приводят к потере в среднем 0,38 секунды на круге. Расход топлива: 2,6 кг на один круг.
Расстановка сил
Пока ни одна команда и ни один гонщик не продемонстрировали явного преимущества, притом что четыре ведущих команды вполне сравнимы по скорости. Одним из важнейших факторов, влияющих на скорость, остается правильная работа с шинами.
В прошлом году у Lotus был шанс выиграть гонку: Кими Райкконен был очень быстр и активно прессинговал Себастьяна Феттеля, так что сейчас надо внимательно следить за действиями финна, тем более, его машина позволяет более аккуратно работать с резиной.
Фернандо Алонсо побеждал в Бахрейне трижды, Фелипе Масса одержал две победы, Дженсон Баттон и Себастьян Феттель – по одной. Льюису Хэмилтону на этой трассе еще не удавалось подниматься на вершину подиума. Если говорить о командных результатах, то чаще других на Сахире выигрывала Ferrari: ее гонщики первенствовали в четырех гонках из семи, состоявшихся здесь с 2004 года.
Прогноз погоды
По опыту прошлого года известно, что температуры воздуха в Бахрейне постепенно повышались в течение всего апреля, и на этот раз прогноз на ближайший уик-энд вновь обещает настоящую жару, 34 градуса и выше. Асфальт здесь темный и прогревается еще интенсивнее: можно ожидать, что его температуры значительно превысят 40 градусов.
Шины и другие факторы
Pirelli внесла коррективы в свои бахрейнские планы и привезет на гонку шины Medium и Hard, хотя еще в феврале было объявлено, что на Сахире будут использоваться Soft и Hard.
Год назад итальянские шинники выбрали для Гран При Бахрейна Soft и Medium, но уровень деградации резины был весьма значителен, прежде всего, из-за высоких температур. Деградация – это мера снижения скорости на круге, тогда как износ – механическое “истирание” шин. В Китае деградация Soft была очень высока – эти шины были в состоянии выдержать не больше семи кругов, и гонщики с неохотой использовали их в финале квалификации, поскольку опасались, что старт на прикатанном комплекте мягких шин затруднит реализацию тактических схем. Поэтому не исключено, что квалификация в Бахрейне также пройдет не самым стандартным образом, как это было и в Китае.
Если опираться на прошлогоднюю статистику, то в гонке новый комплект шин по сравнению с прикатанным может позволить проехать отрезок дистанции практически на 8 секунд быстрее.
Поскольку в Бахрейне ожидаются стабильные погодные условия, скорее всего, уже в ходе пятничных тренировок станет примерно понятно, к какой тактике будут склоняться те или иные команды.
Число и вероятное время пит-стопов
В прошлом году большинство гонщиков первой десятки проехали дистанцию с тремя пит-стопами. Очевидно, так будет и на этот раз. Но интересно посмотреть, на какие отрезки команды будут делить дистанцию, и в каком порядке они предполагают использовать резину двух разных составов. Равномерное распределение пит-стопов и умение избежать трафика будут играть важнейшую роль. Все это требует детального планирования и тщательного сбора необходимой информации на пятничных тренировках. Разумеется, способствуют успеху и высокие стартовые позиции.
Но Force India в прошлом году доказала, что можно действовать и по-другому: команда решила, что в финале квалификации Пол ди Реста не будет выезжать на трассу, зато сохранит шины для гонки. Шотландец, которому предстояло проехать дистанцию с двумя пит-стопами, смог сэкономить два новых комплекта Soft и один – резины Medium.
В идеале при тактике двух пит-стопов замена шин должна пройти на 19-м и 38-м кругах, однако Пол, несмотря на старт на свежем комплекте Soft, не смог продержаться дольше 14-го круга, поскольку деградация достигла слишком серьезного уровня. Но из гонщиков первой десятки он провел пит-стоп последним. Ближе к финишу шины на его Force India были уже весьма изношены, но, тем не менее, шотландец смог занять 6-е место.
Не исключено, что о такой тактике стоит подумать и в этом году, если машина бережно обходится с резиной, но все будет зависеть от того, сколь интенсивной будет деградация Medium. В первую очередь будут изнашиваться задние шины, поскольку они испытывают повышенную нагрузку при разгонах после многочисленных поворотов.
Участникам финала квалификации предстоит начинать гонку на тех же шинах, на которых они показали лучшее время в субботу: скорее всего, это будут прикатанные комплекты Medium, поскольку эта резина позволяет проходить круги явно быстрее, чем Hard.
Вероятность появления автомобиля безопасности
Вероятность появления автомобиля безопасности на трассе в Бахрейне довольно низка, в основном потому, что на Сахире очень широкие зоны вылета. В прошлом, как правило, необходимость вмешательства сейфти-кара не возникала, но в 2007-м ему пришлось выехать, чтобы дать возможность маршалам очистить трассу от обломков.
Материал публикуется с официального разрешения www.jamesallenonf1.com