Ветеран британской гоночной журналистики Найджел Робак на страницах издания MotorSport рассуждает о том, почему Формуле 1 по-прежнему не хватает Роберта Кубицы, одного из самых талантливых гонщиков своего поколения…
Найджел Робак: «На днях я узнал, что Роберт Кубица недавно поработал на симуляторе команды Mercedes, и мне было приятно это слышать. Это всего один маленький шаг навстречу его мечте когда-нибудь вернуться в Формулу 1, но уверяю, такой шаг очень здорово поднимает боевой дух. Роберт даже готов признать, что уже в состоянии вновь сесть за руль машины Формулы 1 – но только на определенных трассах. Например, он считает, что вполне справился бы с задачей в Барселоне, но на извилистом уличном кольце в Монако ему пришлось бы сложнее. Тем не менее, его физическое состояние продолжает улучшаться, и, несомненно, он сохраняет веру в то, что однажды вновь вернется в ряды гонщиков Формулы 1.
Прошло немногим более двух лет с того дня, когда Кубица получил тяжелейшие травмы на раллийной трассе в Италии. Если быть точным, это случилось 6 февраля 2011-го года. За три дня до этого за рулем Renault он показал лучшее время в заключительной сессии предсезонных тестов в Валенсии, опередив своего друга Фернандо Алонсо, гонщика Ferrari. Ему не терпелось поскорее выйти на старт первого Гран При нового сезона.
В итоге его команда, в том году получившая название Lotus Renault GP, вынуждена была отправиться в Мельбурн, пригласив Ника Хайдфельда в напарники Виталию Петрову. Российский гонщик удивил: показал 6-е время в квалификации, а затем поднялся на подиум вместе с Себастьяном Феттелем и Льюисом Хэмилтоном. Неизбежно многие задавались вопросом, чего бы мог добиться Кубица за рулем той машины? Вопрос до сих пор остается без ответа. Последние 43 Гран При прошли без участия Роберта.
Его уход со сцены совпал с серьезными переменами в Формуле 1, направленными на повышение зрелищности гонок. Именно в 2011-м году появились система DRS и шины Pirelli, подверженные интенсивной деградации, и сомневаюсь, что Кубице, настоящему гонщику, понравилось бы атаковать лишь на 80% своих возможностей, как не нравится большинству его коллег.
Но как бы ни менялись правила, безусловно, он был бы в группе лидеров. В 2010-м году в Монце, незадолго до той драматичной аварии на раллийной трассе, Алонсо сказал, что Кубица “самый талантливый из всех нас”. Хэмилтон в частном разговоре тоже признался, что опасается Роберта больше, чем любого другого соперника: они знакомы еще со времен картинга. Таков масштаб личности этого гонщика, которого уже два сезона не хватает Формуле 1.
Интересно, а если бы Кубица не вышел бы на старт того малозначительного ралли, что он сделал просто ради удовольствия – чего бы он добился на сегодняшний день? В 2010-м он трижды поднимался на подиум, хотя в том году команда из Энстоуна переживала переходный период, и все равно заметно прогрессировала, даже не располагая большим бюджетом. Интересно, выступал бы Роберт за Lotus сейчас? А если да, то где был бы Кими Райкконен?
Если бы Роберт оставался в команде, ей не нужен был бы еще один высококлассный гонщик, тем более, на двух звезд такого калибра у нее нет средств. Возможно, тогда Кими, который хотел вернуться в Формулу 1 после двух бесплодных сезонов в мировом ралли, подписал бы контракт с Williams, первой сделавшей ему предложение.
Но все могло пойти и по другому сценарию: Кими все равно подписал бы контракт с Lotus, ведь в начале 2011-го ходили слухи, что Кубицей всерьез интересуются в Ferrari, чтобы пригласить его в напарники Алонсо вместо Фелипе Массы. Фернандо не возражал – напротив, с энтузиазмом поддержал такой план. Крайне маловероятно, что Роберт отклонил бы подобное предложение.
Алонсо и Кубица во многом похожи: говорят, Фернандо одержим работой, постоянно думает, как улучшить машину, как повысить собственное мастерство, постоянно подгоняет инженеров и трудится, не покладая рук. То же самое относится к Кубице.
“Да, Роберт здорово подстегивал команду, потому что очень хотел побеждать, – говорит Эрик Булье. – Когда гонщик полностью предан делу, все это чувствуют. Именно в такой ситуации вам удается добиться от людей максимальной отдачи”.
Кубица – настоящий боец, и это качество было необходимо, чтобы пробиться в серьезный автоспорт. Помню, когда я спросил, какую поддержку он получил в Польше, у себя на родине, когда стремился стать гонщиком, Роберт ответил: “Никакую…”
“Я понимаю, признаваться в этом нелегко, но все было именно так, – сказал он. – С другой стороны, уверен, что трудные времена, которые мне когда-то пришлось пережить, только сделали меня сильнее, и как гонщика, и как человека. В одно я уверовал на 100%: даже в плохой ситуации всегда есть позитивные стороны”. Эта философия вновь может сослужить ему хорошую службу.
Сейчас Кубица выступает в чемпионате Европы по ралли за заводскую команду Citroen, и вновь показывает поразительную скорость. Но недавно он сказал: “Внезапно то, что было делом всей моей жизни, остановилось, и сейчас я бы заплатил любую цену за то, чтобы вернуться за руль машины Формулы 1. Я по-прежнему не теряю надежды, что это произойдет: думаю, все будут этому только рады…”
Он прав. После той роковой аварии в высшей лиге гонщиков, выступающих в Гран При, образовалась брешь, и если мы уже никогда не увидим Роберта в Формуле 1, это будет трагедией. Может быть, день, который он провел, работая на симуляторе Mercedes, был предвестником чего-то хорошего».