«Лаборатория Касперского», известный производитель антивирусных программ, стала спонсором Ferrari три года назад, и с тех пор это партнерство успешно развивается, выходя на новый уровень. В частности, продукты российской компании теперь используются на сборочном конвейере завода в Маранелло, а также установлены на компьютерах команды Формулы 1.
В интервью F1News.Ru Александр Моисеев, управляющий директор «Лаборатории Касперского» в Европе, отвечающий за работу с Ferrari, рассказал о том, что дает компании партнерство со Скудерией, и объяснил, почему она не готова помогать российским пилотам пробиться в Формулу 1.
Вопрос: Что дает «Лаборатории Касперского» это сотрудничество, если говорить не только о коммерческой стороне вашего совместного с Маранелло проекта?
Александр Моисеев: Когда мы ещё только хотели пойти в автоспорт и занимались изучением этого вопроса, то с кем бы мы ни консультировались, никто не мог ничего толкового посоветовать. Всё сводилось к рекомендациям из серии «Веришь в пилота – толкай его вперед!». Сегодня я могу сказать: это настолько далеко от истины, что дальше некуда.
Теперь наша компания научилась заниматься спонсорством в автоиндустрии. Есть разные направления и разные виды спонсорства. Если говорить об автоспорте, то мы для себя уже полностью выстроили весь букварь, от A до Z. Где-то шишек набили, что-то не получалось, где-то лишнее потратили или допустили какие-то осечки. Но зато научились и теперь знаем, что это такое.
Например, одна из самых больших осечек заключалась вот в чём: на то, чтобы по-настоящему втянуть в этот проект нашу команду, сотрудников компании, ушло очень много времени. Но в итоге мы это сделали и уже знаем, что можем получать от спонсорства в автоспорте и конкретно в Формуле 1. Теперь этим направлением интересуются и другие компании, причем не только российские. Украинские компании постепенно начинают автоспортом интересоваться, есть российская SMP Racing, руководители которой молодцы и двигаются очень правильным путём. Но, наверное, без ложной скромности скажу, что именно мы протоптали эту тропинку.
Вопрос: Бытует мнение, что успеха в подобном деле добиться можно тогда, когда в самой компании есть кто-то, кто по-настоящему увлечен автоспортом, а в идеале сам выступает в гонках, например, как вы (Александр Моисеев несколько сезонов провел в серии Ferrari Challenge)…
Александр Моисеев: Конечно, мы ездим, в SMP тоже все ездят, есть также Ferrari Team Ukraine…
Вопрос: Но что первично, а что – вторично? Сначала увлечение автоспортом и уже потом спонсорство? Или это как-то развивается параллельно?
Александр Моисеев: Смотрите, в нашей компании я управляю европейским направлением, и у меня есть свой критерий отбора персонала при приёме на работу менеджеров. Юридически это не может быть критерием, но на практике это так: человек обязательно должен быть как-то связан со спортом – когда-то занимался или занимается сейчас. Это принципиальный момент. У таких людей голова по-другому устроена. Они болеют за дело, живут им, умеют побеждать и работать в команде. Это два очень важных момента.
Если говорить о том, что первично, что вторично, я думаю, что первичен спорт. В любом случае, это всё взаимосвязано. Например, среди наших хороших друзей и коллег из банка Santander, еще одного спонсора Ferrari, все так или иначе имеют отношение к автоспорту. Кто-то сам когда-то гонялся, кто-то потом заболел. А что раньше, что позже – это всё-таки непринципиально.
Вопрос: Вас часто спрашивают, не собирается ли «Лаборатория Касперского» сделать какой-то шаг навстречу российскому автоспорту, нет ли планов поддержать какого-то конкретного гонщика, помочь ему на международной арене. Насколько нам известно, таких планов у вашей компании нет?
Александр Моисеев: Сейчас объясню, высказав несколько тезисов, которые нельзя между собой увязывать – это всё независимые друг от друга утверждения.
Утверждение первое: «Лаборатория Касперского» занимается пилотами. Есть три гонщика, которых мы ведём, т.е. помогаем развиваться. Все они – выходцы из европейских стран, один из них выступает в GT2, другой – в итальянской Формуле Renault Alps, третий – в Ferrari Challenge.
Это первое. Вторая ситуация связана со спонсорством пилотов в Формуле 1. Есть нюанс: поддерживать гонщика, чтобы он попал в Ф1, или того, кто там уже выступает? Сегодня мы являемся одним из спонсоров Ferrari. Важно заметить, что «Лаборатория Касперского» – один из ключевых спонсоров команды, но не по деньгам, а по объёму активности. Мы не настолько богаты, чтобы платить большие деньги, но зато достаточно шустрые и креативные, чтобы это дело раскручивать, использовать и брать от жизни всё. То, что не успевают делать монстры с большими оборотами. И в этом наше преимущество.
Но у нас нет экономической возможности влиять на решения команды о выборе пилотов. Мы весьма открытая компания, нашу отчетность можно посмотреть, обороты известны. Такое нам не по силам. Наверное, мы этого не сможем.
И третья ситуация: можно просто прийти в Формулу 1 и стать спонсором одного из пилотов чемпионата. Наверное, это не наш путь, потому что мы всё-таки пришли ради конкретной команды и верим в то, что Ferrari рано или поздно будет впереди всех. И нам нравится с ними работать. Кроме того, рассуждая практически, работа с конкретным пилотом не даёт такой отдачи, как работа с командами первого эшелона.
Я думаю, что наш пакет оптимален с точки зрения стоимости, отдачи, активации и так далее. Лучшего соотношения добиться невозможно.
Вопрос: У вашей компании есть какие-то особые планы, связанные с предстоящим Гран При России в Сочи?
Александр Моисеев: Между всеми спонсорами Ferrari есть негласное соглашение: в чьей стране проходит Гран При, тот в четверг накануне начала уик-энда проставляется на командном ужине. Ужин на всю команду Ferrari в Сочи нам дорого обойдется. (смеётся)
Кроме того, между всеми спонсорами Скудерии идет неофициальное соревнование на самого активного спонсора. Мы такими были последние три года, пока люди из банка Santander не устроили в Барселоне мероприятие со спуском машины Фернандо Алонсо на пляж при помощи вертолета. Теперь они лидируют по очкам, и мы сделаем всё, чтобы в Сочи справедливость была восстановлена! Так что если у кого-то из читателей F1News.Ru будут предложения на эту тему – с удовольствием рассмотрим.