Пять лет назад на трассе в Монце Себастьян Феттель одержал свою первую победу в Формуле 1 за рулем Toro Rosso, далеко не самой быстрой машины. Берлинская газета Die Welt опубликовала воспоминания Франца Тоста, руководителя команды из Фаэнцы, о том историческом уик-энде, с которого началось триумфальное восхождение Себастьяна на гоночный Олимп.
«Себастьяну Феттелю тогда был всего 21 год, но в том Гран При Италии 2008 года всё для него сложилось исключительно удачно – это был его день, – вспоминает Тост. – Я знал Себастьяна ещё по выступлениям в Формуле BMW и Ф3. Потом он стал тест-пилотом BMW Sauber, и это был удачный контракт, позволивший ему получить первый опыт в Формуле 1, уже тогда он произвёл на меня очень сильное впечатление.
Еще до Монцы я понял, что в нашей команде выступает очень профессиональный, талантливый и целеустремленный гонщик. Себастьян отличался образцовой дисциплиной, что помогало ему стабильно прогрессировать. Он всегда умел анализировать ситуацию, в которой находился, и максимально эффективно использовать все сильные стороны тех специалистов, с кем ему доводилось работать. Уже тогда чувствовалось, что он особенный пилот.
В 2007-м Феттель провел одну гонку за BMW Sauber, после чего перешёл в Toro Rosso. Было очень интересно следить за тем, как он проходит процесс обучения: очень быстро Себастьян превзошел своего более опытного напарника, Витантонио Лиуцци. Так что вторую половину того сезона он провёл очень сильно, в том числе финишировав 4-м в Гран При Китая. Я очень хорошо понимал, что восхождение этого гонщика будет очень стремительным.
С каждым Гран При он работал всё более спокойно и вдумчиво, и я был под впечатлением от его интеллектуальных способностей. Речь идет не только о работе на трассе: это проявлялось и после того, как он покидал кокпит гоночной машины. Это очень важное обстоятельство, поскольку в конечном итоге побеждает самый умный гонщик, потому что он умеет правильно выстраивать отношения с командой, а его окружение видит, насколько уверенно пилот ведет себя в различных непредсказуемых ситуациях.
Именно это умение находить верные решения в самых сложных ситуациях и отличает чемпиона мира от обычного гонщика. И здесь Себастьяну нет равных. Я знал это ещё до его победы в Монце, но именно тогда все эти качества Феттеля проявились в полной мере.
Мы знали, что прогноз обещал проливные дожди в субботу и воскресенье, знали и то, что пилотировать на мокрой трассе в Монце очень сложно, поэтому оба гонщика Toro Rosso на тренировках в пятницу проехали довольно много кругов. На разных участках итальянской трассы лежит разный асфальт, и в различных её точках скапливается стоячая вода. Кроме того, деревья подступают близко к трассе, а это мешает водяной пыли быстро оседать. Другими словами, если в Монце идет дождь, условия становятся абсолютно непредсказуемыми. Поэтому еще в пятницу в отличие от соперников мы опробовали дождевые шины, а не промежуточные. Именно это и стало ключевым моментом, позволившим Себастьяну выиграть сначала квалификацию, а затем и гонку.
Второй важнейший момент – это работа самого Себастьяна, который провел сложнейший Гран При, не допустив ни единой ошибки. Команда тоже сработала идеально, но всё-таки за рулём машины был он. Результат был великолепным. Сразу после финиша стало понятно, что этот молодой человек способен добиться многого.
Поэтому было вполне логично, что в следующем сезоне он перешел в Red Bull Racing. В 2009-м все поняли, что триумвират, состоящий из Эдриана Ньюи, Кристиана Хорнера и Себастьяна Феттеля, добьется фантастических успехов.
Себастьян – исключительный гонщик, он знает, чего хочет и спокойно идёт к своей цели. У него очень высокие требования и к себе, и к другим, он призывает команду следовать своему примеру. К тому же, он всегда отличался завидной психологической подготовкой, а три чемпионских титула сделали его только сильнее. Такие же качества были присущи Айртону Сенне, Алену Просту и Михаэлю Шумахеру.
В какой мере Даниэлю Риккардо удастся соответствовать своему новому напарнику, зависит от того, насколько серьезны его намерения опередить Себастьяна. Если только он не будет воспринимать Феттеля исключительно как трехкратного, а, возможно, четырехкратного чемпиона мира».