По мнению британского эксперта Марка Хьюза, которым он поделился на сайте телеканала Sky Sports, Кими Райкконен предпочел бы остаться в Lotus, но так уж сложились обстоятельства, что ему пришлось принять другое решение…
Марк Хьюз: «Накануне гоночного уик-энда в Монце многие были уверены, что контракт Райкконена с Ferrari уже подписан. Но это было не так. Хотя условия были оговорены сторонами на случай, если Кими примет решение вернуться в Ferrari. Но он хотел дождаться гарантий от Lotus на 2014 год: речь шла как о финансовой стороне дела, так и о технической. Ему были нужны какие-то веские доказательства того, что у команды есть необходимые деньги, чтобы обеспечить выступления на высоком уровне.
Гарантий он не дождался, тогда как в Маранелло планировали определяться с кандидатурой напарника Алонсо уже на этой неделе, поэтому был риск упустить такую возможность. И Кими дал согласие на предложение Ferrari, причем, только вечером в воскресенье. Именно так ситуацию описывает Стив Робертсон, менеджер Райкконена, что полностью соответствует тому, что руководители итальянской команды говорили перед началом уик-энда.
В Ferrari впервые открыто признали, что проявляют интерес к Райкконену, уже в Монце. Но для того, чтобы сделать подобное признание, команда должна была убедить Луку ди Монтедземоло в том, что в приглашении Кими есть определенная логика.
Год назад президент Ferrari абсолютно не допускал такого развития событий. Но уже тогда руководители команды, которые находятся в подчинении ди Монтедземоло, были убеждены, что именно Райкконен с его аполитичностью и умением регулярно зарабатывать очки мог бы стать идеальным напарником Фернандо Алонсо. Безусловно, его стабильность и скорость оказались бы бесценными для команды, которая стремится завоевать Кубок конструкторов.
Но, говорят, была одна проблема, казавшаяся непреодолимой. Это президент Лука ди Монтедземоло. В своё время Кими, расставаясь со Скудерией, не проявил к нему должного уважения, и теперь это стало причиной безвыходной ситуации. После того как в конце 2009 года финну выплатили отступные в связи с досрочным расторжением контракта, чтобы освободить место для Фернандо Алонсо, Райкконен заявил, что всё это произошло, поскольку в Ferrari стремились получить такого спонсора, как банк Santander.
Но это не вся правда, были и другие факторы, самым значимым из которых можно считать вот что: Кими был слишком пассивен и не смог сплотить и повести за собой команду, когда это было необходимо. Исторически самых громких успехов она добивалась тогда, когда у неё был сильный лидер, например, Джон Сертиз, Ники Лауда и Михаэль Шумахер. В Маранелло чувствовали, что Алонсо уже доказал, что подобное качество ему присуще.
Так в команде появились Фернандо и испанский банк Santander, а Кими заплатили, чтобы он ушёл. Расстаться с Фелипе Массой, который тогда восстанавливался после серьезной травмы, было бы слишком жестоко, тем более в той ситуации он представлялся более удобным напарником для Алонсо, чем Райкконен.
Но грань между лидерством команды и правом на её критику весьма тонка, и в последнее время расстроенный Алонсо позволял себе комментарии, которые в Ferrari расценили, как деструктивные. Отношения между испанцем и командой определенно испортились. Тем временем, Масса, демонстрировавший в конце прошлого года и в начале этого сезона неплохую форму, вновь выступал нестабильно.
Становилось понятно, что команде нужен более сильный гонщик. В конце июля вновь поползли слухи по поводу Райкконена, и тогда представитель Ferrari заявил, что подобное “почти невозможно представить”, впрочем, воздержавшись от категорического опровержения. В какой-то момент в интервале между концом июля и гоночным уик-эндом в Монце команда смогла убедить ди Монтедземоло, что в приглашении Райкконена есть своя логика, и президент Ferrari согласился, вероятно, в том числе и под давлением обстоятельств, связанных с публичной критикой, высказанной Алонсо.
Фернандо предпочел бы, чтобы в команде остался Фелипе Масса, но в Ferrari явно больше не собираются угождать испанцу, реагируя на все его требования. И тогда было сделано предложение Райкконену. Когда в Lotus не смогли предоставить финну необходимые гарантии на следующий год, Кими принял решение о возвращении в Маранелло. Так сложился состав, который можно считать одним из самых интересных за всю историю Формулы 1».