В конце недели FIA обнародовала официальную версию календаря на 2014 год, состоящую из 22 этапов. Берни Экклстоун предупреждал о столь плотном графике заранее, в интервью Sky Sports накануне Гран При Италии честно признав, что лично он на месте руководителей и владельцев команд «был бы не особенно доволен». Причем, глава менеджмента Формулы 1 прекрасно понимает, что до недавнего времени действовало соглашение с командами, предусматривавшее, что число гонок не должно превышать двадцати.
«Мы должны обсудить этот вопрос», – уклончиво сказал тогда Экклстоун. После чего был утверждён изначальный вариант календаря, в который включено 22 гонки. Но, похоже, ни эксперты, ни команды не верят, что эта версия окажется окончательной.
«Это не слишком реалистичный вариант, противоречащий декларируемому намерению снижать расходы, – считает британский журналист Джо Савар. – Например, отправляться в Австралию ради одной гонки как-то нелогично. Да, машины могут быть отправлены в Малайзию, но люди должны болтаться без дела в этой части тихоокеанского региона целую неделю?
Получается, что тем, у кого семьи, предстоит провести вне дома около месяца, потому что сначала они будут ждать Гран При Малайзии, а после него с недельным интервалом следует гонка в Бахрейне. В этой ситуации командам придётся оплатить сотрудникам перелёт из Австралии назад в Европу, а затем из Европы в Малайзию и Бахрейн. Всё это связано с серьезными затратами.
Сингапур почему-то всегда был отделен двухнедельным интервалом от предыдущего и последующего этапов, но в следующем году Абу-Даби спланирован по такому же принципу. То же самое касается Бразилии, что просто безумие, поскольку команды будут находиться в США и могут запросто перелететь в Сан-Паулу вместо того, чтобы вновь пересекать Атлантику и только потом из Европы отправиться в Бразилию, что практически в два раза дороже. Но есть и другие странные сочетания, из которых больше всего вопросов вызывают строенные гонки в Монако, Нью-Йорке и Канаде (по мнению специалистов в области логистики, это просто невозможно), а также сдвоенные этапы в России и Японии.
Я уверен, что организаторы чемпионата вернутся к привычным 19 или 20 Гран При, скорректировав даты, вызывающие максимум вопросов. Причем, дело тут не только в деньгах. Больше всего страдают люди. Календарь, состоящий из 22 этапов, беспрецедентно плотный и должен быть изменён. Кстати, ещё недавно в чемпионате было 16 гонок, большинство из которых проводилось в Европе, поэтому переезды и перелёты отнимали не так много времени.
Но организаторы чемпионата постепенно уплотняли календарь, добавляя всё новые этапы в погоне за дополнительными доходами. Если есть спрос, – убеждали они, – значит, должно быть и предложение.
“Мы всегда считали, что включение в календарь больше 16 этапов повлечет серьезные сложности, – недавно признал Мартин Уитмарш. – И это действительно так…”
Одна из проблем состоит в том, что у людей, составляющих календарь, совсем другая жизнь. Они путешествуют на частных самолётах и бывают лишь на отдельных гонках. Они не понимают, насколько это болезненно. Каждый, кто ежегодно работает на всех 19 Гран При, знает, что это требует не только внушительного бюджета, но также отнимает массу сил. К тому же редкая семья смирится с тем, что человек почти не бывает дома. Неудивительно, что в Формуле 1 столь высок процент разводов.
“Заключительный отрезок этого чемпионата мира, когда нам предстоит провести шесть Гран При всего за восемь недель, сопряжён с невероятными физическими нагрузками, – считает Уитмарш. – Позади 13 гонок, а нам ещё немало времени придется провести в дороге, находясь в тысячах миль от дома. Очень важно оставаться в форме, сохранять собранность и мотивацию, стараясь под конец столь долгого сезона избежать нервного истощения”.
Если же календарь будет увеличен до 22 этапов, гоночным бригадам придется работать по вахтовому методу, сменяя друг друга. Без этого не обойтись, и такая мера вновь повлечет рост расходов.
“Полагаю, мы подходим к пределу, за которым работу придется организовать по вахтовому методу, а это очень сложно, – заявил Росс Браун. – Особенно это касается инженеров, тесно взаимодействующих с гонщиками. Что касается механиков или техников, то мы можем пойти на увеличение их числа. Так что, по-моему, разумный предел – 20 гонок”.
С этим согласен и Себастьян Феттель: “20 гонок вполне достаточно. Наверное, мы бы смогли выступить еще в паре Гран При, но на команды и их сотрудников ложится огромная нагрузка, которая и без того велика. Редкий случай, когда людям удаётся провести уик-энд со своими семьями и детьми. Думаю, об этом тоже нельзя забывать”.
В старом Договоре Согласия число гонок было ограничено, но теперь это в прошлом, поэтому Берни Экклстоун на всех давит. Ситуация усугубляется тем, что по настоянию богатых команд в 2014 году по ходу сезона вновь будут проводиться тесты, что автоматически даёт Экклстоуну возможность требовать дальнейшего увеличения числа гонок. И у команд уже не будет веских контраргументов.
Ключевой же вопрос заключается в том, что считать правильным балансом между стремлением заработать больше денег, желанием осчастливить болельщиков и превышением разумного числа гонок? Возможно, команды ещё смогут смириться с ростом расходов, а как отреагируют средства массовой информации, многие из которых уже сейчас с трудом конкурируют с интернетом? Смогут ли СМИ с прежней полнотой освещать гонки, если их будет слишком много? Некоторые газеты уже сокращают объёмы публикаций, предпочитая использовать готовые материалы информационных агентств вместо того, чтобы посылать на Гран При своих корреспондентов. У телеканалов нет другого выхода, поскольку их связывают контракты, но захотят ли они и дальше платить за право трансляций Формулы 1, если гонок станет больше, чем нужно?»