Британский журналист Джеймс Аллен проанализировал влияние стратегии на результаты Гран При Абу-Даби…
Себастьян Феттель допустил небольшую ошибку в квалификации, но в гонке соперники не смогли навязать ему борьбу. Он перехватил инициативу уже на старте, опередив Марка Уэббера, создал комфортный отрыв на шинах Soft, а потом, поскольку вообще не использовал в квалификации шин Medium, проехал два отрезка на новых комплектах более жесткой резины.
Позади Себастьяна мы увидели весьма разнообразные варианты стратегии, о которых и поговорим в этом материале.
Ожидания перед гонкой
Перед гонкой, учитывая информацию, собранную во время второй сессии свободных заездов в пятницу, казалось, что шины Soft страдают пузырением и теряют эффективность почти как в Индии, хотя и не столь быстро. При этом разница в скорости между составами была вдвое больше, чем неделю назад- полторы секунды на круге. Этот фактор сыграл существенную роль.
В финале квалификации имело смысл использовать только шины Soft, так что первые десять гонщиков стартовали на более мягкой резине, а остальные могли попробовать начать гонку на Medium и проехать более длинный первый отрезок. Вопрос был в том, сколько кругов смогут проехать те, кто стартует на Soft, и насколько легко они смогут обгонять после более раннего пит-стопа?
В Индии обгонять было очень легко - Феттель оказался 17-м после первого пит-стопа, но быстро поднялся наверх. В Абу-Даби многие гонщики застряли позади стартовавшего на Medium Адриана Сутила, что сказалось на результатах гонки.
Ещё одной переменной была температура асфальта. В Индии она оставалась стабильной на дистанции гонки, а в Абу-Даби, где гонщики стартовали при солнечном свете, а финишировали после заката, упала на десять градусов. Ближе к финишу шины на остывшей трассе выдерживали большую дистанцию, специалистам по стратегии пришлось адаптироваться к переменчивым условиям, поэтому перед стартом у команд не было точного плана.
Стратегия влияет на результат: Сутил, ди Реста и Грожан
Перед гонкой предполагалось, что многие выберут стратегию одного пит-стопа. Некоторые действительно попробовали её реализовать, но удалось это только двоим - Полу ди Ресте, который финишировал 6-м после старта с 11 места, и Адриану Сутилу, закончившему гонку 10-м после старта с 17-й позиции. На машинах Force India более мягкие шины в гонке работали весьма эффективно, чем команда и воспользовалась.
Большинство пилотов, стартовавших на Soft, провели пит-стоп на 7-10 круге - гораздо раньше, чем многие ожидали. Только ди Реста, Вернь и два пилота Ferrari проехали более длинную серию кругов с шинами Soft на первом отрезке.
Пятеро гонщиков - Баттон, Гутьеррес, Сутил, Боттас и Райкконен - стартовали на Medium. Сутилу удалось доехать на стартовом комплекте до 28 круга - он провёл единственный пит-стоп и оставшиеся 27 кругов проехал на Soft. Адриан и стал помехой между 17 и 25 кругом для многих гонщиков, которым не удалось его обогнать. До него у Уэббера, Росберга и Грожана, рано побывавших в боксах, возникали проблемы с обгоном ди Ресты и Верня, которые проехали длинный первый отрезок на Soft. Ди Реста показывал такое же время на изношенных Soft, как и Росберг на новых Medium.
В отличие от Индии, обгонять в Абу-Даби оказалось непросто. Уэббер и Росберг в итоге вышли вперёд - Марк ещё и опередил Нико, когда они вдвоем пытались обогнать ди Ресту, а Грожан потерял много времени позади Верня.
Когда они отправились в боксы, Сутил поднимался наверх - в итоге Грожан его опередил, но задуманный план гонщику Lotus реализовать не удалось - в команде хотели после ранней смены шин провести гонку с двумя пит-стопами, навязав борьбу Уэбберу и Росбергу.
Lotus не стоило звать Грожана на пит-стоп уже на восьмом круге. Они пытались опередить Уэббера за счёт более раннего пит-стопа, но в Red Bull следили за их действиями и сменили шины Марку на том же круге. В итоге Роману пришлось использовать такую же стратегию, как у его соперников - в итоге он финишировал четвёртым.
У Уэббера на первом отрезке возникли проблемы с резиной - он не мог атаковать на изношенных шинах, так что если бы в Lotus провели пит-стоп Грожана на один-два круга позже Марка, который получил бы более медленные шины Medium, у них был шанс его опередить, но это было связано с риском - сзади приближался Хэмилтон на новом комплекте Medium.
Упустив инициативу на первом пит-стопе, Грожан был достаточно далек от Уэббера и Росберга на втором, чтобы попробовать опередить их за счёт более раннего пит-стопа.
Тем временем, Сутил продолжал сдерживать группу из Хэмилтона, Массы, Хюлкенберга и Алонсо. Используя два варианта стратегии одного пит-стопа, гонщикам Force India удалось опередить пилотов, стартовавших перед ними, в том числе прямых конкурентов по борьбе за позицию в Кубке конструкторов из Sauber, заработав очки двумя машинами.
В Ferrari разрешили своим гонщикам бороться?
Яс-Марина - не лучшая трасса для стратегов Ferrari. В 2010-м они упустили здесь возможность завоевать титул, приняв неудачное решение, да и в этом году всё было непросто. В начале гонки казалось, что команда разрешила пилотам бороться друг с другом. После старта Масса захватил инициативу, опережая напарника, но на второй половине дистанции ситуация изменилась, а в Ferrari приняли два спорных решения.
Сначала они поставили Массе шины Medium во время пит-стопа на 38 круге, хотя они очевидно уступали в скорости шинам Soft. При этом, в начале гонки Фелипе проехал 18 кругов на Soft, до финиша оставалось 17, а асфальт остыл и износ снизился - выбор более мягкого состава казался очевидным.
Кроме того, пит-стоп Массы на 38 круге был слишком ранним - ничто не говорило о том, что ему нужно ехать в боксы, но в Ferrari решили, что Алонсо быстрее. Опередив Сутила и Хэмилтона, Фернандо быстро догонял Фелипе - возможно, поэтому команда в тот момент сделала ставку на испанца, стремясь заработать максимум очков.
После финиша Масса подверг сомнению решение команды поставить ему Medium на финальный отрезок. Он считал выбор Soft настолько очевидным, что даже не сообщил об этом команде по радио - он был полностью уверен в том, что получит комплект более мягких шин.
Алонсо остался на трассе - ему нужно было что-то предпринимать, чтобы опередить напарника. Но в итоге в Ferrari позвали его в боксы слишком рано, что привело к возникновению опасной ситуации, когда он выехал с пит-лейн рядом с Массой и Вернем, обогнав Жана-Эрика за пределами трассы.
Вернь пытался проехать дистанцию с одним пит-стопом, но на 44-м круге его шины уже потеряли эффективность - если бы в Ferrari провели пит-стоп Алонсо хотя бы кругом позже, он бы легко выехал впереди гонщика Toro Rosso.
Верню не удалось реализовать стратегию одного пит-стопа - он проехал 17 кругов на стартовом комплекте Soft и затем должен был проехать 38 на Medium, но на последние семь кругов шин не хватило. При этом ди Реста проехал на первом отрезке на три круга больше, и на финише смог сохранить ситуацию под контролем.
Материал публикуется с официального разрешения www.jamesallenonf1.com