Накануне 18 этапа сезона британский журналист и комментатор Джеймс Аллен рассуждает о возможных тактических решениях команд во время Гран При США.
Судьба главных наград чемпионата решена, но Формула 1 с энтузиазмом ждёт возвращения на техасский автодром, расположенный в городе Остине, ведь прошлогодний Гран При США оставил очень хорошие воспоминания у команд, гонщиков и болельщиков.
Circuit of the Americas – уже десятый американский автодром, где проводится Гран При США, оказался просто великолепным. Движение здесь организовано против часовой стрелки, и трасса воплотила в себе черты многих знаменитых автодромов: поворотов, которые надо преодолевать на скоростях свыше 250 км/час, здесь больше, чем в Спа, а медленных поворотов, требующих скоростей ниже 100 км/ч, больше, чем на Хунгароринге. Удивительное сочетание!
Там есть одна очень длинная прямая, с обоих концов обрамлённая шпильками, где в завершающей фазе прошлогодней гонки мы увидели великолепный обгон, когда Льюис Хэмилтон опередил Себастьяна Феттеля. Всего в ходе прошлогоднего Гран При США было зафиксировано 55 обгонов.
Повороты Остина напоминают некоторые классические повороты других трасс мира. Например, первый, где трасса идёт на подъём, похож на один из участков великолепного Остеррайхринга, где в 70-х годах проходил Гран При Австрии. Затем следует последовательность скоростных поворотов, напоминающая комбинацию Maggots/Becketts Сильверстоуна.
Если говорить о тактике, то в прошлом году гонка прошла с одним пит-стопом, а гонщики ведущих команд, стартовавшие на прикатанных шинах Medium, примерно через 20 кругов перешли на Hard.
В этом году в Pirelli вновь применили консервативный подход к выбору составов, так что, вероятно, мы вновь увидим тактику одного пит-стопа, но прогноз обещает более тёплую погоду, до 27 градусов, тогда как в 2012-м температуры не превышали 20 градусов.
Необычный момент состоит в том, что в Остине очень велика разница в уровне сцепления между чистой и грязной сторонами трассы. Она столь значительна, что в прошлом году в Ferrari сознательно пошли на то, чтобы Фелипе Масса получил штраф в виде потери стартовых позиций, зато Фернандо Алонсо смог подняться на одну позицию выше и начать гонку с чистой стороны.
Особенности трассы
Circuit of the Americas. 5516 метров. Дистанция гонки: 56 кругов = 308,896 км. 20 поворотов. Средняя скорость – 197 км/ч. Новый автодром, где воспроизведены некоторые классические повороты других трасс. Аэродинамика настраивается на среднюю, ближе к высокой прижимную силу. Максимальная скорость – 315 км/ч с DRS и 305 км/ч без неё.
С полностью нажатой педалью газа гонщики проезжают 58% круга (среднее значение, ближе к высокому). Для прохождения дистанции требуется 142,8 кг топлива (среднее/высокое значение). Потребление топлива: 2,7 кг на круге (среднее/высокое значение). Дополнительные 10 кг топлива приводят к потере 0,38 секунды на круге (среднее/высокое значение).
Число зон торможения – 10, износ тормозов – средний, ближе к высокому. На торможении перед 12-м поворотом гонщики испытывают перегрузки в 5,5 g.
Общее время пит-стопа – в среднем 21 секунда.
Расстановка сил
В настоящий момент явное скоростное преимущество на стороне Феттеля, он в отличной форме и выиграл все гонки после летнего перерыва. Если он победит и в это воскресенье, то установит новый исторический рекорд: 8 побед подряд в одном сезоне.
Год назад Гран При США выиграл Льюис Хэмилтон, хотя Феттель стартовал с поула.
Прогноз погоды
Прогноз погоды на предстоящий уик-энд обещает тёплую погоду с температурами, превышающими 25 градусов. В субботу, в день квалификации, возможны грозы.
Шины и другие факторы
В Pirelli выбрали для Остина шины составов Medium и Hard. Подобная комбинация использовалась в Бельгии, Италии и Японии.
Несмотря на то, что Pirelli планирует два пит-стопа в большинстве Гран При, на этот раз гонка вполне может пройти с одной остановкой в боксах, как это было и в прошлом году. Возможно, сейчас этому помешает фактор температурной деградации, поскольку температуры сейчас будут на 7 – 8 градусов выше. Впрочем, в прошлом году деградация была очень низкой, не превышая 0,02 секунды для шин Medium и 0,01 секунды – для Hard.
В прошлом году, когда температуры были ниже, наблюдались сложности с прогревом шин, и в квалификации гонщикам приходилось проезжать по пять кругов, чтобы показать нормальное время.
В целом шины по конструкции аналогичны прошлогодним, но составы немного мягче. Поэтому в пятницу на тренировке будет важно выяснить, какой вариант тактики сулит более быстрое прохождение дистанции – с одним пит-стопом или с двумя? Длина пит-лейна в Остине – средняя, поэтому команды вполне могут позволить себе провести лишнюю остановку в боксах.
Разница в скорости между шинами двух составов ожидается на уровне 0,8 секунды на круге, что несколько выше, чем год назад. Шины Medium также позволят показать несколько более высокий гоночный темп. Эта резина должна выдерживать до 25 кругов, а жёсткая – до 28-30. На американской трассе из-за скольжения больше всего будет подвержено износу внутреннее плечо передних шин.
Число и вероятное время пит-стопов
В прошлом году шины были такими же по конструкции, но с более жёсткими составами, и вариант тактики с одним пит-стопом гарантировал прохождение дистанции на 10 секунд быстрее, чем с двумя. У этой тактики было ещё одно преимущество: гонщикам, избравшим вариант с двумя пит-стопами, на заключительных кругах пришлось бы обгонять соперников, совершивших на одну остановку меньше.
Типовой вариант тактики: старт на резине Medium, пит-стоп примерно на 20-м круге и остаток дистанции – на шинах Hard.
Два пит-стопа означали бы старт на шинах Medium, переход на следующий комплект Medium примерно на 15-м круге, а затем переход на Hard примерно на 37-м круге. Альтернативный вариант может быть таким: в случае, если износ шин Medium будет критически высоким, то два отрезка можно попытаться преодолеть на жесткой резине.
В прошлом году Дженсон Баттон стартовал 12-м, но финишировал пятым, стартовав на шинах Hard и заменив их на Medium на 35 круге.
Шанс появления автомобиля безопасности
Поскольку в прошлом году гонка на Circuit of the Americas прошла впервые, и автомобиль безопасности на трассу не выезжал, то такой статистики пока нет.
Материал публикуется с официального разрешения www.jamesallenonf1.com