В авторской колонке для BBC Sport бывший гонщик Формулы 1 и трехкратный победитель «24-х часов Ле-Мана» Алан Макниш подвёл итоги Гран При Малайзии и попытался объяснить причины преимущества Mercedes над соперниками.
Алан Макниш: «В Малайзии Льюис Хэмилтон был в потрясающей форме. Лидируя в гонке от старта до финиша, он продемонстрировал, как всё могло сложиться в Австралии, если бы не сход с дистанции из-за проблем с мотором.
Хэмилтон максимально выложился на десяти первых кругах, создал комфортное преимущество, а затем до финиша контролировал ход гонки. Вместе с гоночным инженером он отлично понимал, как изменится состояние трассы в день гонки. Именно поэтому его напарник Нико Росберг так сильно отстал. Дело не только в пилотировании – разница между ними вполне может быть связана с отсутствием подходящих настроек и, как следствие, недостаточной стабильностью. Интересно, что Хэмилтон использовал немного меньше топлива, чем Росберг.
Всё было в руках Льюиса. Свой лучший круг в гонке он проехал на 0,9 секунды быстрее Росберга, занявшего вторую строчку по этому показателю. Хэмилтон контролировал износ резины, использовал меньше топлива. Машина работала на него, он чувствовал уверенность, всё сложилось так, как ему было нужно. Наблюдать за борьбой двух пилотов Mercedes весьма любопытно, тем более, что они используют разный подход к работе.
Хэмилтон атакует, максимально выкладывается в гонке и прикладывает много усилий, чтобы справиться с остальными аспектами работы. Современная Формула 1 настолько сложна в техническом плане, что одного таланта сейчас недостаточно. Росберг опирается на технический подход. Хотя Mercedes доминирует, благодаря внутрикомандной борьбе в лидирующей группе происходит много интересного.
Почему Mercedes настолько быстра? Этому есть множество причин, и они связаны не только с двигателем.
В Mercedes рано начали проектировать машину и работать с двигателем, вложили в это нужное количество ресурсов, избежали проблем с надежностью на тестах и проехали максимальную дистанцию перед началом сезона. В итоге они лучше соперников подготовились к первой гонке сезона и уже знают, что в машине нужно улучшить.
В Red Bull Racing, напротив, практически не работали на трассе перед Гран При Австралии и могли судить об эффективности машины только по данным симулятора. У них не было опыта работы с машиной, но они должны были максимально раскрыть её потенциал.
Если вы примерно представляете себе, как поведет себя машина, как она будет работать с шинами и выглядеть на дистанции гонки, а ваши соперники этого не знают, вы получаете огромное преимущество. Кроме того, по данным замера скорости видно, что машины с двигателями Mercedes быстрее конкурентов с Renault и Ferrari. Команды могут это использовать: если у вас мощный и эффективный мотор, вы можете адаптировать машину и воспользоваться преимуществом в разных областях. Если же машина уступает в эффективности и мощности, то вы гораздо больше ограничены в возможностях повысить скорость.
Результаты на круге в Малайзии очень чётко выявляют сильные стороны разных машин.
На первом секторе есть длинные прямые и медленный поворот, так что там решающую роль играют мощность двигателя и эффективность машины на разгоне. Mercedes опережала на 0,4 секунды Ferrari и на 0,5 Red Bull Racing. Тем не менее, преимущество Mercedes не в мощности мотора.
На втором секторе Сепанга самая высокая средняя скорость в поворотах, поэтому важна прижимная сила. Там Хэмилтон опережал Феттеля на 0,3 секунды, а Нико Росберг в квалификации был на 0,1 секунду быстрее. Сложный левый 12-й поворот – отличный пример эффективности Mercedes. Были сомнения в том, что гонщики смогут проходить его на полной скорости, но пилотам Mercedes это удалось.
Итак, у Mercedes более мощный двигатель, команда лучше знает свою машину, чем Red Bull Racing, кроме того, очевидно, что у них отличное шасси. Гонщики с самого начала уик-энда уверены в машине: в этом году всего один раз в первой тренировке перед Гран При Австралии первую строчку протокола занял не пилот Mercedes.
Обе квалификации в этом году проходили на мокрой трассе, поэтому сложно судить о преимуществе в чистой скорости. Впрочем, третьи тренировки в Австралии и Малайзии прошли на сухой трассе: именно тогда машины работают в режиме квалификации, и в Австралии Mercedes опережала соперников на 1,391 секунды, а в Малайзии – на 1,148 секунды.
На мокрой трассе их преимущество не столь велико, и я предполагаю, что это может быть связано с тем, что недостаток мощности мотора иногда помогает добиться лучшей управляемости машины в дождевых условиях. Но Mercedes завоевала поул в обеих квалификациях, а это означает, что машина эффективна в любых условиях, ведь в подобных условиях всё равно нужна прижимная сила, чтобы прогреть шины.
На этом этапе практически невозможно сказать, лучше ли шасси Mercedes по сравнению с Red Bull Racing, одинаковые ли они по эффективности, или же в Милтон-Кинс немного превзошли соперников в этом плане. Но машина – это единое целое, её скорость зависит от эффективности, мастерства гонщиков и работы команды. Достаточно отстать в одном аспекте, чтобы получилась совершенно другая картина, и хотя у Red Bull Racing сильные гонщики и хорошая машина, их слабая сторона – двигатель.
Справедливо и следующее: несмотря на более эффективный двигатель, у остальных клиентов Mercedes – Williams, Force India и McLaren – на данный момент менее конкурентоспособное шасси, чем у Red Bull Racing и Ferrari, и им не хватает прижимной силы. Можно ожидать, что из-за особенностей конфигурации бахрейнской трассы, включающей не так много быстрых поворотов, эти три команды окажутся чуть более конкурентоспособны, чем в Малайзии. Тем не менее, если вместе с Renault Red Bull Racing добьются прогресса в тех областях, где пока уступают, благодаря эффективности RB10 в поворотах они смогут участвовать в борьбе.
С другой стороны, у Mercedes теоретически нет недостатков. В воскресенье вечером руководитель Mercedes Motorsport Тото Вольфф заявил, что Red Bull Racing остается ориентиром для всех команд, но я считаю, что эту позицию занимает Mercedes».