Британский журналист Джеймс Аллен анализирует проблемы, с которыми столкнулся пилот Toro Rosso Жан-Эрик Вернь, и рассуждает о том, что ему нужно сделать, чтобы остаться в Формуле 1 в следующем сезоне…
Перед началом уик-энда в Монако Жан-Эрик Вернь говорил, что на городской трассе нужно использовать осторожный подход, имея в виду близость барьеров, особенности конфигурации и необходимость постепенно прибавлять в скорости по ходу уик-энда.
В воскресенье вечером Жан-Эрик с тяжелым сердцем покидал Монако – осторожный подход мог привести к отличному результату, но не по его вине добиться этого не удалось. Каждый гонщик Toro Rosso словно стоит на люке, способном в любой момент открыться, так что подобный результат в Монако – последнее, что ему нужно.
До воскресного дня Жан-Эрик проводил образцовый уик-энд. В первой сессии свободных заездов он стал 15-м, на семь десятых опередив Даниила Квята, но нужно помнить, что российский дебютант впервые пилотировал машину в Монако.
В дождевой второй сессии Вернь тоже оказался в форме – 24-летний гонщик последовательно доказывал, что он – один из лучших на мокрой трассе. По ходу этой странной сессии Вернь и Квят выехали сначала на промежуточных шинах, показав лучшее время. Потом Вернь вернулся и быстро установил новый ориентир, отыграв пять секунд. Другие пилоты выехали на свои попытки, но Жан-Эрик сумел сохранить впечатляющее четвертое время по итогам сессии.
Отличная работа продолжилась в субботу, когда Вернь осторожно провел третью тренировку, показав девятое время, а затем квалифицировался седьмым. Его решающий круг во второй части квалификации был по-настоящему впечатляющим. Принимая во внимание, что в первых двух сезонах француз часто сдавал под прессингом, когда было необходимо проехать один быстрый круг, в Монако он не допустил ошибок и прошел в финал квалификации.
Гонка сложилась совсем иначе. Вернь сделал свою часть работы – отлично стартовал (учитывая проблемы, которые были в прошлом), сохранил седьмое место. Принимая во внимание сходы впереди и тот факт, что у Нико Хюлкенберга возникли проблемы с шинами, Жан-Эрик мог бы финишировать пятым, что стало бы лучшим результатом в карьере. Однако на 26-м круге, после вылета Адриана Сутила, произошел инцидент в боксах – команда отчаянно пыталась сохранить позицию Верня впереди Кевина Магнуссена, и выпустила его после пит-стопа прямо перед машиной датчанина.
В результате Жан-Эрик Вернь получил штраф – проезд через пит-лейн, и откатился в конец пелотона, оказавшись за Жюлем Бьянки. На 51-м круге ему пришлось сойти с дистанции из-за проблем с выхлопной системой. Усугубил ли проблему тот факт, что он много времени провел за Бьянки, остается вопросом, но Вернь в очередной раз лишился хорошей возможности заработать много очков. И так происходит с самого начала сезона.
В Испании в пятницу плохо прикрученное колесо стоило ему потери десяти мест на старте. Он квалифицировался 11-м, но стартовал с последних мест. В гонке он боролся с блокировкой передних колес, а на 25-м круге сошел из-за проблем с выхлопной системой. В Бахрейне он получил удар от пилота Lotus – поврежденное днище и ещё один сход. В Малайзии возникли проблемы с силовой установкой. Его сезон – один большой список неприятностей.
Череда поломок расстраивает Верня. В прошлом году не его, а Риккардо решили перевести в Red Bull Racing - во многом из-за неудачных выступлений в квалификациях. Теперь же Вернь вообще может лишиться поддержки Red Bull. Он проводит уже третий сезон в Toro Rosso, а никто из гонщиков больше трех лет не выступал в этой команде. Себастьен Буэми и Хайме Альгерсуари лишились места в команде после трех сезонов, это же может произойти с Жаном-Эриком. Карлос Сайнс-младший здорово выглядит в Формуле Renault 3.5, пилот GP3 Алекс Линн уже стучится в дверь. Окажутся ли они лучшими гонщиками, чем Вернь – неизвестно, но их время скоро придёт, и Жан-Эрик прекрасно это понимает.
Еще одна причина его проблем в том, что он на 3,6 кг тяжелее напарника. Кроме того, руководитель команды Франц Тост говорил, что у французского гонщика проблемы с новой системой торможения brake-by-wire. Об этом говорил и сам Вернь: "Иногда батарея заряжается сильнее, чем вы ожидаете, что приводит к блокировке задних колес. Иногда зарядка не происходит, блокируются передние колеса, и вы оказываетесь в гравии".
Жаль, что так складывается ситуация, ведь в этом году Вернь выступает лучше своих результатов. Быстрый анализ статистики говорит о том, что кроме Монако Квят, в целом, быстрее. Российский пилот опережал напарника на каждом секторе каждой трассы, был быстрее на отсечках максимальной скорости и в гонках показывал более быстрое время. Квяту не хватает лишь стабильности Верня, приобретённой благодаря опыту. Он способен собрать три лучших сектора на быстром круге и за счет этого в квалификациях опережал Квята четыре раза.
Это признак того, что Вернь смог прибавить. В прошлом году в квалификациях он проиграл Риккардо со счетом 15-4. Однако в гонках Жан-Эрик выступал сильнее австралийца, поэтому результаты Даниэля в этом сезоне косвенно свидетельствуют о возможностях Верня. Его неудачи в квалификациях в 2013-м приводили к тому, что Жан-Эрик оказывался в сложной ситуации в гонках. Зимой Вернь осознал, что исправление этих проблем должно стать его главным приоритетом, и справился с работой.
Прогресс не остался незамеченным, хотя и Квят до сих пор демонстрировал впечатляющие выступления. Согласно информации источников из паддока, способность Верня порой опережать талантливого русского гонщика, привлекла к нему внимание со стороны других команд. Его задача теперь состоит в том, чтобы донести это не только до других, но до команды, в которой он выступает сейчас.
Руководитель Toro Rosso Франц Тост, увлекшись похвалой в адрес чемпиона GP3 Даниила Квята, сделал попытку сказать что-то хорошее и про своего второго гонщика, но только навредил Верню. Называя Квята будущим чемпионом, Тост сказал про Верня, что он "хороший гонщик", что вряд ли придало ему большую уверенность.
Для Жана-Эрика Верня наступил критический момент. В прошлом году на своей любимой трассе в Монреале он показал лучший результат в сезоне. Ему нужно повторить это достижение. Затем состоится этап в Австрии, где неизвестно, как все пройдет, и серия из трех гонок в Сильверстоуне, Германии и Венгрии, после чего наступит летний перерыв. Если перед паузой он сможет более одного раза заработать очки, то это может открыть ему дорогу к четвертому подряд сезону в составе STR или переходу в другую команду.
Однако для того, чтобы это сделать, Верню нужна поддержка команды. В первых гонках сезона Williams потеряла много очков из-за ошибок, однако в апреле к ним присоединился Роб Смедли, и на прошлой неделе заместитель руководителя команды Клэр Уильямс сказала, что благодаря проделанной им работе, проблемы решены. Жану-Эрику Верню стоит одолжить у бывшего сотрудника Ferrari лист со списком проблем, и по пунктам начать устранять их в Toro Rosso.