Британский эксперт Джо Савар критикует в своём блоге недавнее заявление президента Ferrari Луки ди Монтедземоло о необходимости перемен в Формуле 1 и напоминает о финансовых привилегиях Скудерии в чемпионате.
Джо Савар: «Недавно Монтедземоло заявил, что новые правила в Формуле 1 не работают, а аудитория уменьшается, поскольку в FIA забыли, что публика смотрит гонки ради удовольствия, а не из-за интереса к повышению эффективности машин. Монтедземоло может показаться пропагандистом чистого спорта, но он использует весьма скромные аргументы.
Во-первых, единственный реальный выбор для Ferrari, если речь идёт о чистом спорте – это «24 часа Ле-Мана», где эффективность машин – ключевой фактор.
Во-вторых, если говорить о снижении аудитории, то происходит это потому, что владелец коммерческих прав перевёл некоторые регионы с наибольшей аудиторией на платные трансляции. Многие болельщики, не имеющие возможности платить за дорогие спутниковые пакеты, или отказались от просмотра, или нашли альтернативные варианты получать сигнал со спутника, пусть и с иностранным комментарием. Эту проблему легко решить, слушая комментарий от спортивных радиостанций.
При этом, телевизионные контракты приносят большие суммы, чем прежде. Спорт в целом зарабатывает больше, как и команды. Не стоит забывать, что контракт Ferrari с FOM предусматривает получение не менее 5% от всех доходов Формулы 1 до вычета призовых. Подсчитать точную цифру сложно, поскольку она скрыта в недрах финансовых отчётов, но принято считать, что в 2013-м доходы составили около $1.7 млрд., $1.6 млрд. в 2012-м и $1.5 млрд. в 2011-м.
Достаточно взять калькулятор, чтобы понять – просто факт участия в гонках приносит Ferrari около $85 млн. в год. Если добавить эту цифру к призовым – от 100 миллионов за первое место в Кубке конструкторов до 50 за десятое, то станет очевидно, что Ferrari получает больше всех в Формуле 1, даже если займёт десятое место.
Кроме того, Ferrari имеет право наложить вето на любые поправки к техническому или спортивному регламенту (кроме тех, что вносятся по соображениям безопасности), но при утверждении нового регламента, в частности – на двигатели, в Скудерии им не воспользовались.
Мне нравится бренд Ferrari. Он имеет большую историю и страсть, что увеличивает авторитет чемпионата мира. Итальянская компания успешно использует эти факторы для повышения продаж дорожных машин, она коммерчески успешна и зарабатывает больше всех остальных участников чемпионата. Учитывая эти обстоятельства и многочисленных болельщиков, о Ferrari действительно заботятся должным образом. Нужно снять шляпу перед Монтедземоло за то, что он заставляет руководство чемпионата соглашаться с такими условиями, но лично я считаю, что этому должен быть положен конец.
Ferrari зависит от Формулы 1 ровно настолько, насколько Формула 1 зависит от Ferrari, нет никаких причин для создания итальянской команде режима наибольшего благоприятствования. Ни одна другая команда не имеет гарантии получать больше всех и не может запрещать перемены в регламенте. Это просто несправедливо, и я хотел бы услышать мнение юристов о том, может ли один участник соревнования иметь такие преимущества перед остальными.
Несмотря на эти привилегии, Ferrari не выиграла ни одного титула за последние пять лет и сейчас занимает третье место в Кубке конструкторов, ведя борьбу с гораздо более скромными Force India, McLaren и Williams. Очевидно, команда не лучшим образом справляется со своей работой, и ответственность за это лежит на Монтедземоло.
Честные люди считают, что победа с несправедливым преимуществом не может считаться победой, поэтому они стремятся конкурировать в равных условиях. Я думаю, что Ferrari следует поступить так же».