Решения Всемирного Совета FIA по автоспорту в минувший четверг привлекли большое внимание прессы. О том, какие вопросы на самом деле были ключевыми на Совете, а также предшествовашей ему Конференции FIA, рассказал её участник Джеймс Аллен.
Джеймс Аллен: «На этой неделе в Мюнхене состоялась вторая ежегодная Конференция FIA по вопросам автоспорта. Многое из того, что там произошло, в итоге оказалось в тени решений Всемирного Совета FIA по автоспорту (WMSC), заседание которого прошло в четверг, после окончания Конференции. В этом, конечно, нет ничего удивительного – Формула 1 всегда забирает себе львиную долю заголовков. Кроме того, искусственность некоторых мер, предложенных Комиссией и Стратегической группой Формулы 1 и принятых WMSC, вызвала много споров в социальных сетях.
Болельщикам можно простить то, что они считают, будто WMSC занимается только Формулой 1, тогда как на самом деле он принимает решения по вопросам каждой из дисциплин под эгидой FIA, от WRC и WEC до Формулы E и картинга. Изменения правил Формулы 1, в том числе введение рестартов с места в 2015-м и отсутствие каких-либо решений относительно сокращения расходов – это лишь малая толика того, что произошло на Конференции.
В действительности очень жаль, что на первом месте оказались именно эти темы, но было очень интересно увидеть, сколько усилий тратят в WMSC на развитие автоспорта. По сути, представители 109 стран в Мюнхене обсуждали и создавали план развития, благодаря которому молодые люди захотели бы становиться гонщиками, механиками или просто болельщиками. Они искали пути, которые поощрили бы волонтёров, работающих маршалами и выполняющих другие задачи, которые помогли бы разжечь искру энтузиазма в отношении автоспорта у как можно более широкого круга людей.
В центре внимания Конференции были именно младшие серии. Чемпионаты мира, благодаря высоким ценам на билеты, способны зарабатывать достаточно денег для своего существования, как, например, Формула 1, но есть целый мир гонок и ралли, в огромном количестве проходящих каждые выходные по всему миру. И в этом году участники Конференции сосредоточились на вопросах, как сохранить автоспорт здоровым, и как привлечь к нему новых болельщиков и участников. В то время как всё указывает на то, что аудитория автоспорта (не только Формулы 1) стареет, потому что дети больше интересуются своими игровыми приставками и смартфонами, чем картингом и кузовными сериями.
Уже на первом заседании Конференции, в котором принимали участие, в том числе, двукратный чемпион Формулы 1 Эмерсон Фиттипальди, тест-пилотесса Ф1 Сьюзи Вольфф, промоутер Формулы E Алехандро Агаг, пятикратный победитель Ле-Мана и стюард Формулы 1 Эмануэль Пирро и гонщик WEC и Формулы E Карун Чандхок, было отмечено множество препятствий для развития автоспорта, такие как конкуренция со стороны цифровых технологий, чрезмерная стоимость участия в соревнованиях, а для развивающихся стран – недостаток инфраструктуры.
Агаг рассказал, что Формула E провела многочисленные исследования методов, способных сделать чемпионат привлекательным для молодого поколения, и идея системы Fanboost, в которой пользователи социальных сетей голосуют за то, какие гонщики имеют право получить кратковременную прибавку мощности во время гонки, была отчасти вдохновлена видеоигрой Super Mario Kart. Эта идея получила противоречивые отзывы, но каждый, вероятно, видит по-своему.
Пирро, между тем, сетовал на отсутствие страсти и личностей среди нынешних ведущих гонщиков. "Я не знаю, кто будет отождествлять себя с гонщиком, который после гонки свеж, чист и выглядит так, словно не отдал гонке всего себя", - заявил он.
На следующий день заместитель президента FIA по вопросам спорта Грэм Стоукер попросил представителей клубов перечислить основные препятствия, чтобы федерация смогла построить стратегию развития автоспорта, используя дополнительные средства, которые FIA получит после пересмотра коммерческих договорённостей с Формулой 1.
Результаты оказались интересными, а ключевые тенденции в некотором смысле стали отражением тех проблем, что стоят и перед Формулой 1. Стоимость участия, влияние социальных СМИ, необходимость упрощения правил, улучшения инфраструктуры и организационного развития выделялись в качестве основных проблем на всех уровнях автоспорта, вплоть до картинга. Ряд представителей клубов заявили, что картинг стал непомерно дорог для молодёжи.
На заседании, посвящённом старению аудитории автоспорта, был поднят вопрос о взрывном росте социальных медиа. По итогам дискуссии, в которой участвовали директор британского отделения Twitter по спорту Алекс Трикетт, представитель Nissan GT Academy Даррен Кокс и начинавший карьеру гонщика в качестве геймера Янн Марденборо, подавляющая часть представителей автоклубов признались, что были шокированы тем, насколько сильно отстал автоспорт всех уровней от цифровых технологий.
Итогом этих двух дней в Мюнхене стало то, что те выводы, которые были сделаны на семинарах, будут учтены в планах FIA по развитию автоспорта. Особо были отмечены необходимость помочь автоспорту расширить своё присутствие в электронных медиа, попытаться снизить стоимость участия при помощи создания доступных категорий и постараться поддержать молодых гонщиков, проложив для них ясный путь по ступенькам автоспорта во всех дисциплинах.
Всё это похвальные начинания, которые инициированы по большей части людьми, искренне увлечёнными автоспортом во всех его формах. Было приятно находиться в среде, где гонки не считаются "шоу" или "бизнесом", где это по-прежнему спорт, интересующий миллионы, который должен оставаться доступным для всех, особенно для молодых гонщиков и болельщиков.
Единственная ложка дёгтя в этой бочке мёда – что в подавляющем числе случаев тот самый чемпионат, что становится отправной точкой для интереса к автоспорту для большинства молодых людей, к сожалению, преподносится как "шоу" и "бизнес", и до тех пор, пока он сам не вспомнит, что он в первую очередь – спорт, у нас будут сложности с поиском той аудитории, в которой мы так отчаянно нуждаемся».