Оливье Панис, бывший гонщик Формулы 1, сейчас занимается карьерами нескольких молодых пилотов, один из которых – его сын Орельен, выступающий в Формуле Renault 2.0. В первый день российского этапа Мировой серии Renault Панис-младший порадовал отца – выиграл квалификацию, а затем и субботнюю гонку.
Вопрос: Вас и вашего сына можно поздравить с отличным результатом!
Оливье Панис: (смеётся) Если честно, я за него очень рад! И всего две недели назад он одержал победу в серии Renault 2.0 NEC, так что команда ART Junior с самого начала сезона работает просто отлично. Он уже пять раз стартовал из первого ряда, но, к сожалению, несколько раз попадал в аварии. Но сегодня выступил просто отлично: выиграл и поул-позицию, и гонку. Это были самые долгие 25 минут в моей жизни, но, конечно, я очень доволен!
Вопрос: В прошлом году здесь же, на Moscow Raceway, вы говорили, что не слишком довольны тем, что ваш сын выбрал профессию гонщика. Теперь вы изменили свое мнение?
Оливье Панис: Конечно, моё мнение постепенно меняется! Я радуюсь успехам сына, он тоже доволен и продолжает работать над собой, чтобы войти в число лучших, и теперь мне ничего не остаётся, как только его поддерживать. У меня нет другого выбора!
Конечно, Орельен мечтает о Формуле 1, но он ещё молод. Мы с женой не хотели, чтобы он занимался автоспортом, но, если честно, то, как он проводит квалификации, производит на меня очень сильное впечатление. И в сегодняшней гонке он продемонстрировал настоящую зрелость, это было невероятно! На самом деле, я думаю, если сын будет и дальше добиваться успехов, это лучше и для меня. Я знаю, как он работает, насколько умело обращается со скоростью, поэтому, по-моему, у него неплохое будущее. Формула Renault 2.0 – трудная серия, и если ты выигрываешь гонки, это говорит о многом. Впрочем, чемпионат длинный, так что надо бороться до последней гонки. В каждый уик-энд он должен выкладываться на 100%, и теперь мы будем готовиться к завтрашнему дню.
Вопрос: Несколько вопросов о Формуле 1, куда стремится ваш сын. Изменения, которые произошли в спорте в этом году, нравятся далеко не всем, а что скажете вы?
Оливье Панис: Да, изменений в этом году много, но критиковать очень легко. Согласен, звук моторов не такой громкий, да, Mercedes доминирует, но и в прошлом бывало, что подавляющее преимущество было на стороне Ferrari, McLaren или Williams – такова Формула 1. Реформы проводить необходимо, и мне кажется, что FIA неплохо поработала, многие вещи сделав правильно. Если что-то получилось – значит, надо оценить это по достоинству. А критиковать легко. Я предлагаю всем успокоиться, ещё год не менять правила игры, а там посмотрим, что происходит.
Конечно, слабое место – это звук. Я принадлежу к гонщикам более старшего поколения и отлично помню, каким был звук в наше время. Но мы живём прошлым, а когда я говорю о звуке новых силовых установок с моим сыном, он только пожимает плечами – для него это нормальная Формула 1. Такой сейчас технический регламент. Например, если мы вспомним «24 часа Ле-Мана», то там сейчас есть и дизельные моторы, и гибридные, и машины с полным приводом – это сегодняшний и завтрашний день автоспорта, и эти перемены надо принимать. Главное, чтобы гонки проходили интересно, а на трассах шла острая борьба.
Вопрос: Разумеется, у вас есть контакты с людьми из Renault Sport, и вы знаете, что происходит сейчас в этой организации. Что вы можете сказать о ситуации, в которой Renault Sport F1 оказалась в этом году из-за своих проблемных силовых установок?
Оливье Панис: Полагаю, сейчас Renault переживает сложный период, но думаю, что в этой компании работают отличные специалисты, чьи двигатели выиграли много чемпионатов. Да, сейчас не лучшие времена, но я знаю этих людей и не сомневаюсь, что они ещё отыграются.
Вопрос: Вы ведь продолжаете работать с Шарлем Пиком, но о нём сейчас мало что слышно: было ли правильным решение о переходе в Lotus на роль тест-пилота?
Оливье Панис: Понимаете, сейчас он резервный гонщик Lotus, а в Caterham в прошлом году запросили такие деньги за продление контракта, что это было неприемлемо. Я думаю, мы сделали правильный выбор и посмотрим, как сложится ситуация ближе к следующему сезону. Например, Роман Грожан может перейти из Lotus в другую команду – по-моему, он очень хороший гонщик. Так что у Шарля может появиться шанс на возвращение в Формулу 1 – я не сомневаюсь, что он талантливый парень. Он заслуживает ещё одного шанса.
Вопрос: Напоследок: за свою карьеру вы четыре раза выступали в Ле-Мане, а теперь комментируете эту знаменитую гонку на телевидении. Вас не удивили результаты в этом году? Многие ставили на победу Toyota, а также надеялись на успешное возвращение Porsche в гонки на выносливость…
Оливье Панис: Да, я комментировал Ле-Ман для Eurosport и провёл там целую неделю. Конечно, никто не ожидал, что Toyota упустит победу, ведь эта команда доминировала на протяжении значительной части гонки, но меня приятно удивила Porsche – вернувшись в Ле-Ман после долгого перерыва, они сразу отлично себя показали. Но Audi – это Audi, они всегда выступают очень сильно. Хотя мне очень приятно, что среди победителей вновь был французский гонщик Бенуа Трелюйе. Впрочем, весь этот экипаж – мои хорошие друзья.