Британский журналист Джеймс Аллен проанализировал влияние стратегии на результаты гонки на Хунгароринге…
В командах поговаривают, что на базе событий этого Гран При Венгрии можно разрабатывать идеальные тестовые задания для молодых инженеров, специалистов по стратегии гонок, которые хотят найти работу в Формуле 1. Им надо включать видеозапись гонки, предоставлять в реальном времени ту же самую информацию, что была в распоряжении команд, и спрашивать: «Как бы вы поступили в этой ситуации?»
Наш стратегический обзор многократно демонстрировал, насколько важно в Формуле 1 уметь принимать правильные решения, и в ходе воскресной гонки мы видели многочисленные сценарии, которым команды следовали, преодолевая такие обстоятельства, как меняющиеся погодные условия и два появления автомобиля безопасности. Причём, действовать им надо было очень быстро.
После финиша уже проще рассуждать о том, что в каких-то ситуациях нужно было поступить по-другому, однако, когда на принятие решения у тебя есть лишь доли секунды, рассуждать некогда. Проанализируем несколько тактических решений, вызвавших наибольший интерес, и проследим логику команд, их использовавших.
Могли ли в Mercedes действовать иначе в случае с Хэмилтоном?
Многие задаются вопросом, не ошиблись ли в Mercedes с выбором резины, когда на втором пит-стопе поставили на машину Льюиса Хэмилтона более жёсткие шины Medium, ведь до финиша гонки оставалось ещё 32 круга? Может быть, разумнее было бы разбить остаток дистанции на два отрезка и проехать их на Soft?
Ведь в результате возникла накладка: в районе 50-го круга Нико Росберг, который был на тактике трёх пит-стопов, догнал напарника, ехавшего на более медленных шинах Medium. Льюис отказался пропустить Нико, поскольку не хотел терять очки по отношению к немцу, с которым он ведёт борьбу за чемпионский титул.
Приказ, отданный Хэмилтону, был неуместным и не способствовал укреплению боевого духа команды, что в Mercedes потом признали. Их гонщики ведут борьбу за победу в чемпионате – почему они должны пропускать друг друга? Ведь применять разные тактические схемы, когда один из напарников три раза меняет резину, а второй использует лишь два комплекта – вполне обычное дело.
Мы ещё вернемся к первой фазе гонки, сложившейся для Росберга неудачно, тогда как тактика Хэмилтона, прежде всего, была обусловлена тем, что он без проблем опередил Жана-Эрика Верня, после чего ехал по свободной трассе, пока не износились шины. Это произошло примерно к 38-му кругу.
На этом круге в боксы отправился Фернандо Алонсо, поскольку в Ferrari не хотели, чтобы Хэмилтон опередил испанца за счёт пит-стопа. Но такое решение, принятое стратегами Скудерии, заставило Mercedes принимать контр-меры, и кругом позже Льюис тоже свернул на пит-лейн. Он сохранил позицию по отношению к Росбергу, который оказался вплотную позади напарника.
Так почему же команда выбрала для Хэмилтона более жёсткую резину? Потому что на машину Алонсо поставили свежий комплект Soft, и не было особого смысла поступать так же, ведь тогда Льюис вряд ли смог бы опередить Фернандо.
На тренировках, да и во время первой половины гонки, никто не пробовал проехать 32 круга на мягких шинах, но Алонсо предстояло именно это, чтобы уже не останавливаться до финиша. Данные, полученные на тренировках, говорили, что Soft выдержит максимум 21 круг. Однако погода в воскресенье была более прохладная – это увеличило ресурс шин до 25 кругов. А если добавить к этому умение гонщика беречь резину, то можно допустить, что он сможет продержаться 28-29 кругов. Но представить, что это будут все 32, было трудно, что только подчеркивает, сколь великолепную гонку провёл Алонсо.
Разумеется, в Mercedes не рассчитывали, что до финиша реально доехать на мягких шинах, однако на Medium это было возможно. Поэтому был выбран именно такой вариант, ведь если бы в Ferrari позвали Алонсо на третий пит-стоп, Льюис опередил бы испанца…
К этому моменту было понятно, что Хэмилтон не сможет выиграть гонку, поскольку ситуацию уже контролировал Даниэль Риккардо, выступивший в воскресенье просто блестяще: австралиец продемонстрировал зрелость, умение выжидать подходящего момента для атаки и смелость. Он совершил пару ярких и агрессивных обгонов именно тогда, когда сделать это было необходимо.
Его тактика была идеальной, но её реализации способствовало первое появление автомобиля безопасности: Риккардо оказался впереди Росберга, Валттери Боттаса, Себастьяна Феттеля и Алонсо. Даниэль заложил основу будущей победы, когда показал отличный темп в период между двумя выездами автомобиля безопасности. Кроме того, ему также помогло то, что соперников какое-то время сдерживал Вернь.
Если бы в Mercedes решили поставить на машину Льюиса мягкие шины и провести ещё один пит-стоп, поставив следующий комплект Soft, он всё равно бы не смог опередить Риккардо. Поэтому Льюис боролся с Алонсо и Росбергом за второе место.
Ему удалось обойти Росберга, но Алонсо сумел продержаться до финиша на одном комплекте Soft, поэтому Льюис остался позади гонщика Ferrari, ведь на шинах Medium он был медленнее.
Конечно, теперь можно говорить о том, что это было ошибочным решением. Если бы в Mercedes знали, что Алонсо собирается проехать 32 круга до финиша на Soft, то на 39-м круге тоже поставили бы на машину Хэмилтона мягкую резину и предложили бы ему атаковать Алонсо, что он попытался бы сделать на последних кругах.
Как раз поэтому Гран При Венгрии 2014 года станет предметом изучения для будущих стратегов: какие решения они бы принимали в такой ситуации, располагая только той информацией, что была у команд во время гонки?
Можно привести и другие примеры. Например, в Williams решили, что Фелипе Масса должен проехать два отрезка на шинах Medium – вероятно, прежде всего, это объясняется нехваткой уверенности.
Масса ехал в секунде позади Риккардо, когда на 23-м круге оба посетили боксы. До финиша оставалось 47 кругов, которые Риккардо преодолел на двух комплектах Soft, что оказалось идеальной тактикой. Williams не всегда отличается умением беречь резину, хотя в этом сезоне мы видели и несколько ярких исключений из этого правила, особенно в случае с Боттасом.
Причина, по которой Масса поехал на пит-стоп, заключается в том, что Кими Райкконен, преследовавший его, тоже готовился к смене резины, поэтому бразильцу пришлось свернуть на пит-лейн раньше, чем ему бы хотелось: он успел проехать на мягких шинах только 15 кругов, хотя собирался 22.
После этого в Williams засомневались в возможности доехать до финиша на двух комплектах Soft, поэтому выбрали Medium. Это обернулось против Фелипе, и после второго автомобиля безопасности он не смог создать отрыв. Впрочем, в реальности, вероятно, он всё равно бы финишировал позади Росберга и был бы только пятым.
Что стало с лидерами после первого сейфти-кара?
После 8-го круга события в гонке развивались по весьма необычному сценарию, в результате чего лидировавшие на тот момент Росберг, Боттас, Феттель и Алонсо оказались в затруднительном положении.
Когда Маркус Эриксон попал в аварию, лидер гонки Нико Росберг уже был в 13-м повороте, приближаясь к концу круга. Руководители гонки тут же вывесили жёлтые флаги, но командам этого мало, чтобы принять решение.
Лишь несколько секунд спустя на экранах появилась разбитая Caterham, и только тогда стало понятно, что, видимо, следует ждать выезда автомобиля безопасности. В этот момент Росберг уже миновал въезд на пит-лейн, поэтому ему пришлось проехать ещё один круг. Боттас, Феттель и Алонсо были в 10 секундах позади, и теоретически у них было время на принятие правильного решения, но на практике команды не успели позвать их в боксы.
Отчасти им не повезло потому, что автомобиль безопасности выехал на трассу очень быстро, и Росберг оказался позади него – Нико не хватило буквально нескольких метров. В таком же положении оказались Боттас, Феттель и Алонсо. Обычно, когда выезжает сейфти-кар, машины, которые не успели свернуть на пит-лейн, могут держать темп на уровне 80% от гоночного и провести пит-стоп на следующем круге.
Проблема для четвёрки лидеров заключалась в том, что автомобиль безопасности едет со скоростью, не превышающей 55% гоночного темпа, поэтому они потеряли очень много времени и после своих пит-стопов откатились на несколько позиций: Росберг оказался 4-м, Феттель и Алонсо – 7-м и 8-м, а Боттас – 11-м.
Им действительно не повезло: как правило, сейфти-кар в какой-то мере уравнивает шансы участников гонки, но на Хунгароринге получилось по-другому.
Гоночного директора Чарли Уайтинга критиковали за то, что в Хоккенхайме он не стал выпускать автомобиль безопасности, когда машину Адриана Сутила развернуло поперёк трассы – возможно, на этот раз он решил подстраховаться. Если в Германии Росбергу повезло, то сейчас обстоятельства были явно против него…
В итоге Нико оказался в ситуации, когда ему пришлось бороться с множеством соперников, которые придерживались разных вариантов тактики, ехали на разных шинах, и всё происходило на трассе, где сложно обгонять, разве что ты готов идти на серьёзный риск.
Более того, Нико пропустил Кевина Магнуссена, а потом, когда пытался контратаковать, то допустил ошибку, что позволило Алонсо и Верню проехать мимо. Потом Росбергу не удавалось обогнать Верня, чья Toro Rosso была весьма быстра на старт-финишной прямой, и на подсыхающем асфальте француз держал довольно высокий темп.
А ещё на машине Росберга в период между двумя выездами автомобиля безопасности начались какие-то сложности с тормозами, тогда как Риккардо в это время очень быстро пробивался вперёд. В Mercedes опасались, что подиум ускользает, и решили изменить тактику – поставили на машину Росберга комплект мягкой резины и выпустили его на свободную трассу, чтобы он мог воспользоваться скоростными возможностями машины.
Нико заехал в боксы на 32-м круге, проехав 23 круга на Soft, а до финиша оставалось ещё 38. Из-за этого ему пришлось совершить ещё один пит-стоп, в итоге оказавшись позади Риккардо под конец гонки…
Несмотря на перебои в работе системы ERS, Даниэль показал отменный гоночный темп, и по ходу второй половины дистанции было понятно, что у него хорошие шансы на победу. Росбергу ничего не оставалось, как пытаться бороться за подиум с Алонсо и Хэмилтоном.
Материал публикуется с официального разрешения www.jamesallenonf1.com