Известный британский журналист Марк Хьюз в авторской колонке на сайте телеканала Sky Sports прокомментировал уход Луки ди Монтедземоло с поста президента Ferrari…
Марк Хьюз: «После 23 лет господство Луки ди Монтедземоло в Ferrari подходит к концу. Вероятно, гоночная история будет добра к нему. В конце концов, он был во главе компании, когда Скудерия в начале столетия установила победный рекорд, а Михаэль Шумахер оказался на волне успеха. Однако последний чемпионский титул команда завоевала давно, а конкурентоспособность в 2014-м стала наихудшей в этом столетии и сравнима с 1993 годом. Вероятно, учитывая ситуацию, к ди Монтедземоло накопились вопросы.
Ferrari занимает особое место в спорте, имеет финансовые договоренности, поддержку со стороны Fiat, от команды ждут только успехов. Их постоянное отсутствие без видимого движения вперед создают проблемы для босса. Когда исполнительный директор материнской компании Fiat Серджио Маркионне на этой неделе публично раскритиковал ди Монтедземоло, стало понятно, что последует за этими словами.
Да, Монтедземоло не может отвечать за проблемы с силовой установкой в этом году, за слишком компактную её компоновку ради повышения эффективности аэродинамики, но руководитель всегда несет ответственность за ошибки. Лука очень медленно их признавал, особенно когда отправил в отставку Стефано Доменикали, служившего верным адъютантом Монтедземоло, и с большой неохотой выполнил в 2011 году пожелание уволить технического директора Альдо Косту.
Когда в начале года Стефано отклонил предложение уволить главного моториста Луку Марморини, он поплатился за это должностью. Мы увидели действие, заслуживающее уважения со стороны лояльного сотрудника, хотя Доменикали понимал, что это может стоить ему карьеры.
Однако, не все знают, на что ещё повлияла отставка Стефано Доменикали. До его ухода у команды была возможность пригласить двух ценных специалистов, способных изменить будущее команды. Источники в Ferrari сообщали, что Эдриан Ньюи и Энди Кауэлл вели переговоры с Доменикали о переходе, но резко потеряли интерес после его отставки.
Говорят, переговоры с Ньюи к тому моменту продвинулись достаточно далеко по сравнению с Кауэллом, но перспектива собрать в одной команде лучшего конструктора шасси и силовой установки так и останется нереализованной. Подход, когда обвинения и увольнения используются вместо перегруппировки сил, был характерен для Ferrari после ухода из команды Жана Тодта, Росса Брауна и Рори Берна. И такой подход практиковался под руководством Монтедземоло. В случае с Ньюи, для которого отношения в команде имеют большое значение, это сыграло важную роль в его решении не переходить в Ferrari. В Ferrari сами сделали команду непривлекательным местом работы.
Лука ди Монтедземоло был свидетелем упадка Ferrari после ухода Брауна, Тодта и Шумахера, однако именно он отвечал за принятие этих людей на работу. С одной маленькой оговоркой.
Лука пригласил Тодта по рекомендации Берни Экклстоуна. Тодт сделал все, чтобы заполучить Михаэля Шумахера, а тот, в свою очередь, настаивал на том, что придет в команду только вместе с Брауном и Берном. Эти люди создали ядро – Браун рассказывал, как они все вместе образовали защитное кольцо, чтобы на работу команды не влияло высшее руководство – иными словами, ди Монтедземоло. После их ухода влияние Луки через Доменикали стало гораздо выше.
Лука ди Монтедземоло покидает компанию как раз тогда, когда Ferrari готовится объявить о рекордных прибылях. Однако по большей части, привлекательность дорожных машин, от продажи которых и зависит прибыль, связана с успехами гоночной команды. Это связь не прямая, поэтому она не разрушилась в тот момент, когда Ferrari перестала побеждать на трассе. Тем не менее, отсутствие побед было признано неприемлемым в долгосрочной перспективе – кажется, именно эти рекордные показатели и разрушили команду, которая принесла Скудерии такую беспрецедентную славу. Босс настолько хорош, насколько хороши люди, работающие в его подчинении».