В 2014 году в классической гонке на выносливость «24 часа Ле-Мана» был впервые опробован новый подход к безопасности: появилось правило «Медленных зон», требующее от гонщиков сбавлять скорость до 60 км/ч на участках трассы, где происходят происшествия. Это позволяет маршалам эвакуировать аварийные машины без выезда на трассу автомобиля безопасности, тогда как несоблюдение скоростного режима наказывается суровыми штрафами: 5-секундная остановка в боксах за каждый километр превышения. Разумеется, в «Медленных зонах» запрещены обгоны.
Как показал первый опыт, такой подход оказался более эффективным, чем использование обычного режима жёлтых флагов.
Может ли подобное правило прижиться в Формуле 1? Все машины оборудованы системами, ограничивающими скорость на пит-лейн, как правило, до 80 км/ч, и теоретически не составит особого труда добавить ещё одну функцию. Однако неизбежны и определённые сложности.
Длина кольца Сартэ, на котором проходят «24 часа Ле-Мана», составляет 13629 м, а трассы Формулы 1 традиционно намного короче – самая длинная, Спа, немного превышает 7 км. Соответственно, в случае происшествий жёсткий режим ограничения скорости будет действовать на более значительной части круга, чем во французской гонке на выносливость.
В отличие от Ле-Мана, по правилам Формулы 1 продолжительность Гран При не должна превышать двух часов, соответственно, снижение скорости будет больше влиять на результат, поэтому гонщики будут стараться атаковать вплоть до самого начала «Медленных зон», ведь сворачивая на пит-лейн, они резко тормозят буквально на самой белой линии.
«Может ли такое правило сработать в Формуле 1? Возможно, в каких-то очень редких случаях, – считает Джон Ланкастер, гонщик GP2, также выступавший в Ле-Мане. – В Ле-Мане это работает, поскольку там очень длинный круг, и в случае отдельных происшествий нет необходимости надолго выпускать автомобиль безопасности. В Формуле 1 трассы намного короче, и я полагаю, что такое правило применять можно, но только в определенных поворотах, где тебе не надо внезапно сбрасывать скорость с 200 км/ч, что может создать рискованные ситуации.
Но если аварийная машина остановилась на опасном участке трассы, и её нужно эвакуировать, тогда может использоваться «Медленная зона», чтобы не прерывать ход гонки, но обычно для этих же целей в Формуле 1 используется автомобиль безопасности».
В Японии, когда маршалы начали эвакуировать вылетевшую машину Адриана Сутила, было решено обойтись без сейфти-кара, но затем в том же повороте произошла ещё одна авария, в результате которой тяжёлые травмы получил гонщик Marussia Жюль Бьянки. Но Ланкастер считает, что в данном случае фактор скорости сыграл не главную роль.
«С моей точки зрения авария Жюля лишь в незначительной степени объясняется скоростью, – сказал британец. – Его машина потеряла управление из-за аквапланирования, как в случае с Сутилом. Я думаю, в подобных погодных условиях более безопасным вариантом было бы не допускать эвакуаторы на трассу, поскольку гонщики, как бы медленно они ни ехали, не могут полностью контролировать свои машины.
По-моему, если одна машина Формулы 1 врежется в другую, стоящую на трассе, это не такая большая проблема, поскольку они спроектированы так, чтобы выдерживать подобные удары с любых углов. В этом случае жизни маршалов не будут подвергаться опасности, а у Чарли Уайтинга будет время принять решение, нужно ли выпускать сейфти-кар или даже останавливать гонку.
Другой вариант – использовать подъёмные краны во всех поворотах, где это только возможно, как это делается в Монако, что минимизирует использование эвакуаторов.
С Жюлем я соревновался в картинге ещё в те годы, когда нам было по 13-14 лет, он умный и талантливый гонщик, который пользуется общим уважением. Произошла жуткая авария, условия были сложными, но мы должны извлечь урок, поскольку я считаю, что повторения этого в будущем можно избежать. Все мои мысли с моим другом Жюлем, и я хочу пожелать сил его семье…»
Заасфальтированные зоны безопасности многим не нравятся, но, по мнению Ланкастера, если бы машина Бьянки, вылетев с трассы, продолжала движение не по гравию, а по асфальту, шанс сбросить скорость был бы выше: «Может быть, вы помните, несколько лет назад в первом повороте Нюрбургринга вылетел Лиуцци, едва не врезавшись в эвакуатор, но, к счастью, там была широкая асфальтовая зона безопасности, и он смог в достаточной степени восстановить контроль над машиной, успев остановиться».