Берни Экклстоун заявил, что в Остине не будет не только команды Caterham F1, но и Marussia, а это значит, что число машин на стартовом поле сократится до 18-ти. Британский журналист Джо Савар рассуждает о последствиях этой ситуации.
Джо Савар: «Уже нет времени в срочном порядке заниматься вариантом, предусматривающим возможность выставить на старт третьи машины, поскольку на его реализацию предположительно требуется как минимум 60 дней. Соответственно, в этом сезоне третьих машин мы не увидим.
Крайне странно, что правила, касающиеся третьих машин, не доступны широкой публике, а люди, которым известны ответы на все вопросы, не станут раскрывать детали строго конфиденциальных договорённостей, поэтому никто не знает, что говорится в этих документах – за исключением тех, кто их подписывал…
Единственное, что остаётся в такой ситуации – это порассуждать о том, каким образом могут выбираться команды, которым предстоит выставить на старт по три машины. Предположительно, в этих правилах идёт речь о своего рода жеребьёвке, но нам неизвестны детали того, как она может проводиться. Насколько можно понять, всё это довольно сложно, ведь команды не могут просто выставлять третьи машины во всех гонках. Чтобы соблюсти некое подобие справедливости, им должны быть предоставлены равные возможности выставлять третьи машины, поскольку в этом всегда есть определённый тактический элемент. Следовательно, выбор третьих машин должен быть случайным. Опять же, насколько можно понять, к участию в каждой очередной жеребьёвке не допускается команда, которая выставляла третью машину в предыдущей гонке.
Мы не знаем, будет ли третья машина раскрашена точно так же, как и две основных, или у команд будет возможность продавать рекламные площади другим спонсорам. Это могло бы помочь командам компенсировать расходы на третьи машины, хотя не факт, что это будет разрешено правилами. Спортивный регламент предусматривает, что “обе машины, которые участник соревнований выставляет на старт, должны быть представлены в основном в одинаковой раскраске”. Впрочем, слово “обе” никак не учитывает возможность появления третьей машины.
Главный вопрос не в том, сколько команд приедет в Остин, а в том, будет ли в следующем сезоне достаточно участников, или командам придётся выставлять третьи машины. Это крайне сложная ситуация для всех, кого она касается, поскольку ясно, что третья машина не будет зарабатывать очков (таким образом, не влияя на сумму призовых), однако она будет лишать очков соперников.
Например, если доминирующая команда использует третью машину, то она может заработать 43 очка (за 1-е и 2-е места), однако вполне вероятно, что 3-е место займёт гонщик, выступающий на такой же машине, как у лидеров – следовательно, вторая по силе команда может рассчитывать только на 22 очка. Именно столько можно заработать за 4-е и 5-е места, а не 27, если бы гонщики второй по силе команды финишировали 3-м и 4-м. Таким образом, середняки будут оттеснены ещё дальше, и их шансы на получение призовых снизятся.
FIA в ближайшее время должна определиться, будет ли в 2015 году 18 машин или 22, поскольку команды должны подать свои заявки на участие в следующем сезоне до 1 ноября. Также они обязаны заплатить стартовые взносы: $50000 плюс по $5000 за каждое заработанное очко. Это означает, что Caterham придётся внести $50000, а Marussia – $60000. Для сравнения, успех Mercedes AMG в 2014 году обойдется дорого: за право участия в следующем чемпионате она заплатит как минимум $2,8 млн. Скорее всего, по итогам сезона эта сумма превысит $3 млн…
Остаётся надеяться, что одна или обе команды-аутсайдеры смогут в ближайшие недели как-то решить свои проблемы, однако всё зависит от их владельцев. Ситуация с Caterham запутанная, и теперь управление передано кризисному менеджеру, который практически ничего не знает о Формуле 1. Его действия во многом зависят от того, кто его консультирует, хотя сам он вряд ли в состоянии выбрать лучшего советчика. В общем, как повезёт. Сторонние наблюдатели пока характеризуют его действия как ошибочные.
В случае с Marussia уже есть потенциальный покупатель, но похоже, что владелец команды назначил слишком высокую цену… Пока нет официальной информации, что Marussia не появится в Остине, и, если честно, странно, что Берни Экклстоун объявил об этом до того, как команда сделала официальное заявление. Это наносит ущерб имиджу всей Формулы 1: приходится предполагать, что Экклстоун либо сделал это умышленно, либо он не осознаёт последствий подобных высказываний.
Как бы то ни было, это снижает стоимость всей Формулы 1 в целом. Действующие соглашения предусматривают, что партнёрство FIA и FOM рассчитано на период с 2013-го по 2020 гг., и есть договорённость о его продлении до 2030-го примерно на тех же условиях, так что мы имеем дело с долгосрочной проблемой.
Несомненно, в ближайшие недели появятся ответы на многие вопросы».