Сезон 2014 года получился сложным для многих команд из-за больших затрат на новые силовые установки, а аутсайдеры просто не смогли его пережить. Прежнее руководство Caterham F1 отказалось от команды уже по ходу сезона, а чтобы попасть на финальную гонку, пришлось использовать даже уникальный для Формулы 1 краудфандинг.
Caterham F1 Team | Гран При | Место | Очки | Лучший старт | Лучший финиш |
2014 | 17 | 11 | 0 | 14 | 11 |
2013 | 19 | 11 | 0 | 15 | 14 |
2012 | 20 | 10 | 0 | 16 | 11 |
2011 | 19 | 10 | 0 | 15 | 13 |
М.Эриксон | 16 | 19 | 0 | 16 | 11 |
К.Кобаяши | 16 | 22 | 0 | 14 | 13 |
У.Стивенс | 1 | 23 | 0 | 17 | 17 |
А.Лотерер | 1 | - | 0 | 21 | - |
Сезон и начался для Caterham F1 отчасти с краудфандинга – ещё в 2012-м болельщики собрали средства для возвращения Камуи Кобаяши в Формулу 1. В прошлом году найти доступного варианта не удалось, а в начале января 2014-го в Caterham F1 назвали пилотов – команда полностью сменила состав, подписав контракты с Кобаяши и Эриксоном – оба гонщика участвовали в финансировании команды.
Caterham CT05 стала первой машиной команды, полностью разработанной на новой базе в Лифилде – с использованием силовой установки Renault и коробки передач от Red Bull Technology. Владелец команды Тони Фернандес в прошлом году передал полномочия руководителя Сирилу Абитебулу – в команде рассчитывали заработать первые в истории очки, но в начале года столкнулись с серьёзными проблемами – как и все клиенты Renault.
Уже в январе Фернандес обозначил свою позицию, заявив, что недооценил сложности Формулы 1, и если команда не заработает очки и останется аутсайдером, он не видит смысла продолжать – пришел предел терпению и финансовым возможностям.
Лучшего в сезоне результата Caterham F1 добилась в Монако, где Эриксон финишировал 11-м, но в той же гонке главные конкуренты из Marussia заработали первые в своей истории очки, и стало понятно, что Caterham F1 наверняка закончит сезон последней. Уже в мае появились слухи, что денег нет и в команде срочно ищут покупателей, а в июне заговорили о контракте с анонимным консорциумом швейцарских и ближневосточных инвесторов, подписанным при посредничестве известного «кризисного менеджера» Колина Коллеса. Собственно, благодаря этому контракту команда не закрылась ещё летом, иначе уже в Австрии или Сильверстоуне она бы не вышла на старт.
Чудесного спасения не получилось. Новые инвесторы приобрели только команду – за которой в качестве юридического лица стояла компания 1MRT, занимавшаяся работой с машинами на трассе, а вторая компания – Caterham Sports Ltd – обеспечивавшая разработку машин и их обслуживание на базе в Лифилде, накопила большую задолженность перед партнёрами и поставщиками.
На посту руководителя команды сменилось несколько человек. После ухода Абитебула – вернувшегося в Renault Sport F1 – её возглавил бывший гонщик Кристиан Алберс, которого вскоре сменил Манфреди Раветто. В попытке найти новые источники финансирования в команде начали чередовать гонщиков – в Спа за рулём Формулы 1 дебютировал знаменитый участник гонок на выносливость Андре Лоттерер.
Коллапс был неминуем, за несколько дней до Гран При Японии судебные приставы арестовали часть имущества на базе в Лифилде, бывшие и новые владельцы несколько раз обменялись заявлениями о том, кто должен платить по счетам, в итоге было введено внешнее управление – сначала в Caterham Sports Ltd, потом и в команде. В конце октября руководство Caterham F1 было передано конкурсному управляющему Финбарру О’Конеллу, пытавшемуся найти покупателей на активы, чтобы кредиторы смогли получить свои деньги.
Этапы в США и Бразилии Caterham F1 пропустила. Сотрудники были уволены. Казалось, история завершена, но О’Конелл оказался не чужд современных тенденций и за две недели до финального этапа сезона объявил, что команда начинает проект краудфандинга для сбора средств на участие в Гран При Абу-Даби.
В это мало кто верил, но деньги найти удалось – болельщики со всего мира (в их числе была и российская компания) – собрали необходимые 2.35 миллиона фунтов, так что Caterham F1 приехала в Абу-Даби и провела финальную гонку, а потом даже осталась на тесты – спонсоры молодого британца Уилла Стивенса нашли средства и на его выступление в гонке, и на двухдневные тесты. Вторым пилотом в финальном Гран При вновь стал Кобаяши – в команде исчерпали лимит из четырёх возможных гонщиков за сезон и не могли пригласить ещё кого-то, кто не выступал в этом году за Caterham.
После финальной гонки сезона О’Коннелл заявил, что шансы спасти команду и вывести её на старт в следующем сезоне всё же есть – он вёл переговоры с потенциальными покупателями, но даже если эта сделка состоится, история любопытного и весьма амбициозного поначалу проекта Lotus Racing/Team Lotus/Caterham F1 на этом завершена.