Минувший сезон оказался самым успешным в истории Marussia F1 Team и поставил в ней точку – из-за финансовых проблем команда не смогла его завершить, хотя именно с 2014-м и с дебютом в календаре Гран При России связывала свои надежды и планы...
Marussia F1 Team | Гран При | Место | Очки | Лучший старт | Лучший финиш |
2014 | 16 | 9 | 2 | 12 | 9 |
2013 | 19 | 10 | 0 | 15 | 13 |
2012 | 20 | 11 | 0 | 18 | 12 |
2011 | 19 | 12 | 0 | 19 | 14 |
Жюль Бьянки | 15 | 17 | 2 | 12 | 9 |
Макс Чилтон | 16 | 21 | 0 | 17 | 13 |
Поначалу всё складывалось очень неплохо. В 2013-м команда завершила сезон на десятой строчке в Кубке конструкторов, сохранила состав, подписала контракт на использование силовых установок Ferrari и вовремя подготовила машину. С MR03 в Marussia связывали весьма оптимистичные ожидания, особенно на фоне сложностей на тестах у ближайших соперников из Caterham с моторами Renault.
Впрочем, за пределами трассы сгущались тучи. После закрытия программы производства спорткаров Marussia ходили упорные слухи о скором закрытии команды – разговоры появились весной, но в команде их отрицали, а в мае произошло событие, вселившее надежду на благополучное будущее.
В первых гонках обошлось без проблем с надёжностью – лишь два схода в пяти Гран При, хотя результаты поначалу оставляли желать лучшего, а шестой этап принёс долгожданные очки – первые в истории команды.
В Монако Жюль Бьянки совершил почти невозможное, ведь прежде ни одна из команд, дебютировавших в 2010-м, очков никогда не зарабатывала, но талантливый молодой француз в Монте-Карло удивил всех, финишировав девятым.
Кажется, тогда это событие праздновал весь паддок, а президент и спортивный директор команды Грэм Лоудон написал в авторской колонке на F1News.Ru: «Первые очки – это важный шаг в нашем развитии. Мы долго шли к этой цели, и прошедшая гонка в Монако стала наградой всей команде за напряженную работу. Теперь мы точно знаем, что добились прогресса».
При бюджете команды около $75 млн. призовые за девятое место в Кубке конструкторов составляли почти половину, но с каждой гонкой разговоры о том, что у Marussia нет средств для завершения сезона, звучали всё громче, а осенью произошла трагедия.
Во время гонки в Сузуке под проливным дождём Жюль Бьянки вылетел с трассы. К несчастью, на пути MR03 оказался кран, выехавший в зону безопасности для эвакуации Sauber Адриана Сутила. Машина боком врезалась в тяжёлый противовес крана, проскочила под ним и отлетела в отбойник. Удар был настолько сильным, что машина Sauber, только что подцепленная краном, сорвалась с крюка. В паддоке ходили разговоры о перегрузках в 50G.
На Marussia Бьянки срезало верхний воздухозаборник и дугу безопасности. Вся левая часть машины оказалась полностью разрушена, кроме ячейки безопасности пилота. Один из свидетелей сказал, что никогда не видел таких повреждений машины. Жюль получил серьёзные травмы головы, был оперативно доставлен в госпиталь, где врачи назвали его состояние критическим.
Сначала часы тянулись долго, все ждали новостей из японского госпиталя, но дни сменяли друг друга, а Жюль не приходил в сознание. В FIA созвали комиссию, чтобы расследовать обстоятельства инцидента, и через неделю пригласили журналистов в Сочи на специальную пресс-конференцию. В итоге, в первом Гран При России российскую команду представлял один пилот – Макс Чилтон, и этот этап стал последним для команды.
В Marussia надеялись привлечь новых партнёров во время Гран При России, но трагедия в Сузуке задала тон уик-энду – атмосфера в паддоке была очень тяжелой. Скоро в команде было введено внешнее управление, но переговоры с потенциальными покупателями не увенчались успехом, и 7 ноября было объявлено о закрытии.
Перед этапом в Абу-Даби в Marussia пытались всё-таки приехать на последнюю гонку сезона – как это смогли сделать в Caterham, но в последний момент всё сорвалось.
Команда подала формальную заявку на выступление в следующем сезоне под именем Manor F1 Team, но будет ли она реализована – зависит от переговоров с инвесторами. В любом случае, проект Marussia F1 Team стал частью истории – если в 2015-м команда и выйдет на старт, то под другим именем и с другими владельцами.
F1News.Ru благодарит всех, кто был причастен к этому честолюбивому проекту, и желает скорейшего выздоровления Жюлю Бьянки.