О том, сколь успешным получился сезон молодежной серии GP2, можно судить по одному показателю – количеству гонщиков, сумевших по его итогам продолжить карьеру в Формуле 1. С 2005 по 2009 годы таких набралось уже 15 человек.
По итогам минувшего первенства этот список пополнили ещё двое пилотов – чемпион Пастор Мальдонадо в 2011-м будет выступать в Williams, а его главный соперник Серхио Перес – в Sauber. Не исключено, что к ним присоединится и Жером Д’Амброзио, а если так, то прошедший сезон для GP2 нельзя не признать успешным. Были у него, впрочем, и некоторые особенности.
По объективным причинам общий уровень участников оказался чуть ниже, чем прежде. В паддоке Формулы 1 с приходом новых команд появились дополнительные вакансии, потому сразу шестеро лидеров прошлого сезона покинули GP2. В итоге перед стартом чемпионата явного фаворита не было. И те, кто только-только перебрался из «младших» классов, и опытные участники, прежде бывшие крепкими середняками, имели неплохие шансы на победу.
Преимущество могли получить те, кто выступал за сильные команды, однако в составе многолетних лидеров ART Grand Prix выступали два дебютанта, а испанцы из Addax непростительно часто допускали ошибки. После триумфального шествия по этапам зимней серии GP2 Asia многого ждали от iSport, но подопечным Пола Джексона так и не удалось добиться от машины хорошей скорости в квалификациях.
На таком фоне блеснуть удалось тем, от кого особых успехов не ждали. Итальянец Андреа Бергамини, выкупивший зимой команду Piquet Sports и переименовавший ее в Rapax (в честь боевого легиона Священной римской империи), заручился поддержкой опытного Пастора Мальдонадо – и смог завоевать оба титула.
Пилот из Венесуэлы годом ранее не сумел отличиться в составе ART, но смена команды пошла на пользу – хорошо известно, что итальянцы и южноамериканцы отлично понимают друг друга. «Поначалу мы были не в лучшей форме, но уже ко второму этапу в Монте-Карло машина поехала гораздо лучше, выглядела очень стабильно и это было как раз то, что нам нужно. Мы выиграли чемпионат ещё в середине сезона», – прокомментировал итоги новый чемпион.
Мальдонадо, до того имевший в активе четыре победы за три года, выиграл субботние гонки на шести этапах подряд, хотя ни разу не стартовал с поула. Он не только стал абсолютным лидером GP2 по числу визитов на вершину подиума, но и оказал на соперников серьезное психологическое давление. Достойных аргументов у тех не нашлось, потому в итальянской Монце даже авария на старте не помешала гонщику досрочно стать чемпионом, а на финале в Абу-Даби он и вовсе был незаметен.
Побед в сезоне 2010 года добивались 11 разных пилотов, но лишь двоим удалось отличиться более одного раза. Мексиканец Серхио Перес, блестяще выиграв в Монако, вышел в лидеры общего зачета, однако ему не хватило стабильности, чтобы побороться за титул в летних гонках. Пилот Addax побеждал пять раз, но чаще в воскресных заездах, которые приносят меньше очков. Вдобавок, несколько раз Переса подводила команда.
Лучшим из новичков GP2 стал Жюль Бьянки. Протеже Николя Тодта и слушатель Академии Ferrari закончил сезон третьим, не одержав ни единой победы. Француз стал сильнейшим в первой же квалификации сезона, но в гонке почти сразу попал в аварию – чем и задал тон своим выступлениям. Хорошие стартовые позиции – в том числе еще два поула – Бьянки пока не мог подкрепить высокой скоростью в гонках.
Он же стал участником самой серьезной аварии сезона. Происшествие на выходе из первого поворота Хунгароринга казалось безобидным – машину Жюля после контакта с соперником развернуло на 180 градусов, и в неё на не самой большой скорости верзался Хо-Пин Тун. Однако у обоих участников столкновения врачи диагностировали компрессионный перелом позвоночника.
Такой же диагноз был поставлен и юному чеху Йозефу Кралю, который угодил в переделку в Валенсии – эта авария получилась почти точной копией эпизода с участием Марка Уэббера и Хейкки Ковалайнена на той же трассе. К счастью, во всех случаях гонщикам удалось в итоге вернуться за руль.
В 2011 году на смену шасси прежнего поколения, честно отслуживших командам три положенных годичных цикла, придут новые GP2/11 с резиной Pirelli. Серию покинет команда DPR, но её место займут Carlin Тревора Карлина и Air Asia Тони Фернандеса. Гонщиков ждут десять европейских этапов, а состав участников наверняка получится более крепким, чем в 2010-м. В частности, контракт с Lotus ART (как теперь называется команда Фредерика Вассёра) уже подписал чемпион GP3 Эстебан Гутьеррес.
Наконец, не стоит забывать, что перед главным сезоном по традиции будет разыграно первенство GP2 Asia – сезон стартует уже в начале февраля.
Итоговое положение в личном зачете
Пилот | Команда | Очки | Победы | Подиумы | Поулы | Лучшие круги |
1. П.Мальдонадо | Rapax | 87 | 6 | 8 | - | 4 |
2. С.Перес | Addax | 71 | 5 | 7 | 1 | 6 |
3. Ж.Бьянки* | ART | 52 | - | 4 | 3 | 1 |
4. Д.Клос | Racing Engineering | 51 |
1 |
5 | 1 | - |
5. С.Бёрд* | ART | 48 | 1 | 5 | 1 | 4 |
6. О.Тёрви* | iSport | 47 | - | 4 | 1 | 1 |
7. Г.ван дер Гарде | Addax | 39 | - | 4 | - | 1 |
8. Д.Вальсекки | iSport | 31 | 1 | 3 | 1 | 1 |
9. К.Фиторис* | Racing Engineering | 29 | 1 | 3 | - | - |
10. Ш.Пик* | Arden | 28 | 1 | 2 | 1 | - |
11. Л.Разиа | Rapax | 28 | - | 3 | - | - |
12. Ж.Д'Амброзио | DAMS (Renault Junior) | 21 | 1 | 2 | 1 | - |
13. Д.Риччи | DPR | 16 | 1 | 2 | - | - |
14. Р.Грожан | DAMS (Renault Junior) | 14 | - | 2 | - | - |
15. А.Паренте | Coloni | 13 | - | 2 | - | - |
16. М.Херк | DPR | 12 | - | 1 | - | 1 |
17. М.Эрикссон* | Super Nova | 11 | 1 | 1 | - | - |
18. А.Цаугг | Trident | 9 | - | 1 | - | - |
19. Ф.Ляймер* | Ocean | 8 | 1 | 1 | - | 1 |
20. Л.Филиппи | Super Nova | 5 | - | - | - | - |
21. Р.Гонсалес | Arden | 4 | - | - | - | - |
22. А.Валерио | Coloni | 4 | - | - | - | - |
23. Д.Чекотто* | Trident | 3 | - | - | - | - |
24. Й.Краль* | Super Nova | 3 | - | - | - | - |
25. М.Чилтон | Ocean | 3 | - | - | - | - |
26. Э.Пископо* | Trident | 2 | - | - | - | - |
27. Б.Хартли* | Coloni | 1 | - | - | - | - |
* - дебютант GP2
Х.-П. Тун (DAMS/Racing Engineering), В.Арабаджиев* (Coloni), Ф.Крестани* (DPR), Д.Джейкс* (Coloni) и Ф.Лео* (Trident) очков не заработали
Итоговое положение в командном зачете
Команда | Очки | Победы | Подиумы | Поулы | Лучшие круги |
Rapax | 115 | 6 | 11 | - | 4 |
Barwa Addax Team | 110 | 5 | 11 | 1 | 7 |
ART Grand Prix | 100 | 1 | 9 | 4 | 5 |
Racing Engineering | 80 |
2 |
8 | 1 | - |
iSport International | 78 | 1 | 7 | 2 | 2 |
DAMS (Renault Junior) | 35 | 1 | 4 | 1 | - |
Arden International | 32 | 1 | 2 | 1 | - |
DPR | 28 | 1 | 3 | - | 1 |
Super Nova Racing | 19 | 1 | 1 | - | - |
Scuderia Coloni | 18 | - | 2 | - | - |
Trident Racing | 14 | - | 1 | - | - |
Ocean Racing Technology | 11 | 1 | 1 | - | 1 |