Корректировка регламента на аэродинамику в 2019 году не привела к каким-то существенным переменам, и в целом пока сохраняется прежний баланс сил. Но это не значит, что перемен нет вообще. Журналисты немецкого издания Auto Motor und Sport обратили внимание на то, что в этом сезоне многие команды жалуются на проблемы в медленных поворотах, причём и те, у кого раньше подобных сложностей не было.
Но любопытно, что ещё подводя итоги предсезонных тестов в Барселоне, гонщик Mercedes Валттери Боттас сказал: «Наша машина намного лучше справляется с медленными поворотами».
На эти слова финна стоит обратить внимание прежде всего потому, что медленные повороты – возможно, единственная область, в которой на протяжении ряда лет проявлялись некие слабости Mercedes. И вдруг в начале 2019 года выясняется, что у чемпионской команды теперь всё в порядке, зато некие вопросы появились у её соперников.
Если у новой машины Ferrari SF90 и есть недостатки, то заметнее всего они проявляются именно в таких поворотах – так было, например, в Шанхае.
Гонщики Red Bull Racing также жалуются на непредсказуемое поведение задней части машины. В частности, этим объясняется то, что Пьер Гасли долго не может найти общий язык с RB15. Его более опытный напарник Макс Ферстаппен лучше справляется с проявлениями избыточной поворачиваемости.
Проблемы в медленных поворотах есть и у Racing Point: Серхио Перес жалуется на то, что ведущие колёса машины неважно держат трассу при разгоне на выходе из них. Похожие проблемы есть и у Haas.
В американской команде, а также в Ferrari склонны объяснять это особенностями поведения задней резины. В реальности дело не только в шинах, а ещё и в аэродинамике, и тут надо вспомнить поправки, которые были внесены в технический регламент и которые вступили в силу в этом году.
Одна из характерных особенностей аэродинамики машин Формулы 1 состоит в том, что воздушный поток, «натыкаясь» на передние колёса, очень сильно меняется. Позади этих шин возникает турбулентность, которая может весьма негативно сказаться на параметрах потока, обтекающего машину, если не принять меры.
Конечно, это известная проблема, существовавшая и раньше, но до этого года у специалистов по аэродинамике было больше свободы для противодействия ей. Поэтому на передних крыльях мы видели довольно сложные каскадные аэродинамические элементы, которые достаточно эффективно боролись с турбулентностью, создаваемой передними колёсами.
Но в 2019 году крылья стали конструктивно проще. И тут начались сложности.
«Раньше мы боролись с турбулентностью, создаваемой передними колёсами, за счёт того, что решали её именно в точке её возникновения, – прокомментировал Энди Грин, технический директор Racing Point. – На передних крыльях у нас были генераторы вихрей, которые использовались для того, чтобы сразу воздействовать на вредоносную турбулентность».
Теперь подобные «многоэтажные» конструкции на передних крыльях запрещены регламентом. Инженеры могут пытаться как-то воздействовать на зону турбулентности только где-то позади передних колёс, но в этой области она уже приобретает весьма крупные масштабы, и обуздать её очень непросто.
«В области перед боковыми понтонами, где расположены дефлекторы, воздушные вихри, создаваемые передними колёсами, уже в пять раз больше, чем в точке их возникновения», – добавил Грин.
Если вам не удастся найти способ эффективно бороться с этой проблемой, в результате снизится прижимная сила в задней части машины, поскольку диффузор будет работать уже не столь производительно.
Пока наилучшее решение нашли в Mercedes. Кроме того, они лучше других команд разобрались с особенностями поведения шин Pirelli образца 2019 года. Именно поэтому у серебристых машин столь заметное преимущество в скорости в медленных поворотах. Впрочем, Ferrari и Red Bull Racing постепенно догоняют чемпионскую команду.
«Наши специалисты по аэродинамике обещают подготовить к Барселоне ряд решений, которые полностью снимут проблему», – заявил Хельмут Марко, автоспортивный советник компании Red Bull.
Разумеется, обновления аэродинамики готовят и в Ferrari: они затронут боковые дефлекторы, область днища и диффузор. Кстати, уже в Баку SF90 справлялась с медленными поворотами несколько лучше.