О том, что в машины нового поколения, на которые Формула 1 перейдёт в 2026 году, станут легче, мы уже рассказывали и приводили слова Николаса Томбасиса, директора FIA по гонкам на одноместных машинах.
На проблеме веса машин, который постоянно увеличивался все предыдущие десятилетия, стоит остановиться подробнее. В FIA намерены действовать решительно, и в 2026 году он будет значительно снижен. Австралийское издание Speedcafe предприняло попытку небольшого исследования этого вопроса, также процитировав Томбасиса, который пояснил, какие меры будут приняты.
В настоящее время минимальный вес машин определён действующим регламентом, и он равен 796 кг, что на 40 кг больше, чем в 2021 году. Такими тяжёлыми машины Формулы 1 ещё не были за всю историю чемпионата мира. Но это связано с несколькими факторами – гибридные силовые установки весят немало, а также важно было сделать шасси прочнее, этого требовали современные стандарты безопасности.
До перехода на такие силовые установки машины весили всего 642 кг. А ещё можно вспомнить гоночную технику 80-х и начала 90-х – тогда вес машин не превышал 500 кг.
Однако требования к краш-тестам постепенно ужесточались, соответственно становились прочнее и тяжелее элементы шасси и системы, поглощающие энергию при столкновениях, и это тоже приводило к повышению минимального веса. В итоге машины нынешнего поколения стали слишком тяжёлыми и менее манёвренными, и некоторые гонщики считают, что пилотировать их не такое уж большое удовольствие.
При этом по своим скоростным возможностям техника Формулы 1 по-прежнему среди лидеров в мировом автоспорте, и решить задачу по снижению веса не в ущерб безопасности не так просто.
«С того времени, когда Льюис Хэмилтон дебютировал в чемпионате в 2007 году, машины стали тяжелее примерно на 150 кг, – признал Томбасис. – В значительной мере это связано с весом силовой установки и всех её электрических компонентов.
Мы считаем, что вернуться к атмосферным двигателям мы не можем, даже если этого хотят энтузиасты автоспорта, и мы их понимаем. Но реальность такова, что мы должны проявлять ответственное отношение к тому, что происходит на нашей планете. Второе соображение – безопасность, третий фактор связан с технической сложностью, четвёртый – с геометрическими параметрами.
Когда машины становились шире, а их колёса – больше, то с годами вес существенно увеличился. Теперь мы считаем, что к 2026 году сможем снизить его на 40/50 кг. Это сложная задача, но мы верим, что её можно решить.
Уже не раз обсуждалось, нужен ли вообще такой параметр, как минимальный вес. Но мы считаем, что полный отказ от него приведёт к нескончаемой борьбе за снижение веса, а это чревато непредсказуемыми последствиями.
Поэтому в 2026-м минимальный вес сохранится, после чего мы его не будем менять. Мы не собираемся уступать этому постоянному стремлению увеличить его ещё на пару килограммов, когда добавляются какие-то электронные блоки или шины становятся тяжелее. Полагаю, в 2026-м у машин каких-то команд будет несколько избыточный вес…»