Гэри Андерсон, в прошлом конструктор машин Формулы 1, а ныне технический эксперт издания The Race, проанализировал первые технические обновления этого сезона, представленные Red Bull на Гран При Японии, где команда зафиксировала третий победный дубль в этом году.
Первый существенный комплекс технических обновлений, представленный Red Bull в Японии, говорит о том, что хотя в чемпионской команде полностью изменили концепцию шасси, направление его модернизации остаётся таким же, как и в 2023 году.
Тогда в Red Bull Racing стремились минимизировать потери эффективности, связанные с требованиями системы охлаждения, и мы дважды, в апреле в Баку и в июле в Будапеште, видели, что команда усовершенствовала компоновку боковых понтонов.
В этом году команда уделяет повышенное внимание этим же областям. Та часть воздушного потока, что используется для охлаждения машины, бесполезна в плане создания прижимной силы, но чтобы попытаться как-то это исправить, недостаточно просто уменьшить в размерах впускные и выпускные отверстия на поверхности корпусных деталей.
Чтобы оптимизировать положение впускных отверстий воздуховодов системы охлаждения, необходимо найти те поверхности, которые подвергаются избыточному давлению и при этом не слишком сильно влияют на основные поверхности, связанные с созданием прижимной силы.
Чтобы оптимизировать положение выпускных отверстий, необходимо действовать наоборот, т.е. найти область низкого давления, либо не задействованную в создании общей структуры воздушного потока, либо её можно даже использовать для этих целей, и она тоже будет участвовать в выполнении этой задачи.
Но оптимизировать необходимо и всё то, что находится между впускным и выпускным отверстиями. Прежде всего речь об области, где расположены теплообменники радиаторов и воздуховоды. Чтобы через эти области проходило достаточно воздуха, размер впускных отверстий должен составлять примерно 20% от размера теплообменников радиатора, а размер выходных отверстий – примерно 30%.
Если эти области соответствуют таким требованиям, и воздушный поток, воздействующий на теплообменники радиаторов, равномерен по своим характеристикам, тогда через систему охлаждения будет проходить достаточный объём воздуха. После этого можно экспериментировать с размерами выпускных отверстий, чтобы эффективность охлаждения соответствовала различным температурным условиям и особенностям тех или иных трасс.
По фотографиям всегда сложно получить точную картину тех или иных областей машины, но по тем снимкам, которыми мы располагаем, можно видеть, что новые впускные отверстия воздуховодов на боковых понтонах стали более вытянутыми по горизонтали и более узкими по вертикали, что позволяет их условно сравнить с щелью почтового ящика.
Ниже на корпусе машины есть ещё отверстия, через которые воздух направляется к радиаторам, и они имеют вертикальную форму, но всё-таки можно произвести приблизительные вычисления и сравнить размеры впускных отверстий на той версии RB20, что была представлена на презентации, и обновленной версии, которую мы увидели в Японии. По моим расчётам, если исходить из 20-процентного соотношения размеров впускных отверстий и теплообменников, то получится, что площадь последних с каждой из сторон машины будет примерно равна 1050 кв. см.
Похоже, что новые отверстия стали заметно меньше по площади, следовательно, это надо было компенсировать каким-то иным способом. В частности, в Red Bull подняли выше нижнюю, вертикальную секцию впускной области системы охлаждения – вероятно, благодаря этому через боковые понтоны теперь проходит больший объём воздуха. Если правильно распорядиться всеми этими областями, то дополнительно можно добиться повышения стабильности работы элементов аэродинамики, расположенных вдоль краёв днища машины.
Кроме того, похоже, в Red Bull смогли повысить эффективность работы системы охлаждения без потерь прижимной силы за счёт областей, которые находятся по сторонам от подголовника. Там появилось дополнительное отверстие, через которое воздух подаётся к радиаторам, размер которого такой, что благодаря только этому решению удалось компенсировать более половины потерь, связанных с уменьшением площади впускных отверстий на боковых понтонах.
Все эти решения, вместе взятые, в сочетании с верхним воздухозаборником, в который вмонтирована дуга безопасности, подают к радиаторам достаточное количество воздуха, которое обеспечивает эффективное охлаждение всех систем машины.
Но интересно, увидим ли мы следующий этап процесса модернизации этих областей машины Red Bull Racing, как это было в 2023 году в Венгрии?.. Если же посмотреть на машины других команд, то боюсь, придётся признать, что по сравнению с RB20 они выглядят уже несколько не современно. Не факт, что это отражается на их скорости, но все знают, что секундомер никогда не врёт.