Симуляторы машин Формулы 1 – объект стратегический, особенно в условиях запрета на тесты по ходу сезона – достоверность полученной информации очень важна при разработке машин и их совершенствовании. Один из сотрудников австрийской компании AVL, которая сотрудничает в области симуляторов почти со всеми командами Формулы 1, говорил с немецкими журналистами о возможностях техники и задачах, стоящих перед инженерами...
Петер Шёггль: «У машин Формулы 1 сотни настроек, которые нужно определить для каждой трассы, необходимо понять, какая комбинация лучше работает в квалификации, какая оптимальна в гонке, и найти компромисс, ведь после квалификации нельзя менять настройки.
Симуляция делится на три этапа. Первый – базовый: передаточные числа коробки, оптимальные обороты для переключения передач, конфигурация аэродинамики. Следующий этап подразумевает имитацию поведения машины на трассе, включая атаку поребриков – мы настраиваем подвеску, определяем дорожный просвет в соответствии с прижимной силой и используемой резиной. На третьем этапе уточняются тонкие настройки аэродинамики и температурный режим, а отдельные элементы, к примеру – настройки амортизаторов, можно рассчитывать непосредственно перед гонкой, по ходу уик-энда.
При моделировании учитывается и стиль пилотирования гонщика, его манера работать с педалями газа и тормоза, выбор траектории. Мы работаем с тремя моделями – машины, трассы и гонщика, процесс оптимизации занимает около 10 тысяч кругов для каждой трассы, в результате мы получаем результат, который, к примеру, позволяет оценить эффективность выбранной геометрии подвески на разных трассах чемпионата.
Возможна не только виртуальная, но и визуальная симуляция, как в компьютерной игре, при этом параметры рассчитываются в режиме реального времени – максимальная скорость, тормозной путь, влияние настроек аэродинамики на время прохождения круга – все данные, которые есть у инженеров при работе на реальной трассе, есть и во время симуляции. Они анализируются специальными программами, ведь объём информации очень велик – 100 тысяч кругов при сотне параметров дают десять миллионов результатов.
Мы имеем возможность имитировать пит-стопы, прогнозировать изменение температуры мотора и шин. Первые круги после пит-стопа всегда очень важны, и мы находим оптимальные настройки шасси, позволяющие быстро прогреть резину, максимально сохранив её ресурс на дистанции.
Ограничение на дистанцию тестов и их запрет по ходу сезона сокращает затраты команд и ускоряет развитие средств компьютерной симуляции.
В сезоне 2010 года Формулу 1 ждут два серьёзных новшества – запрет дозаправок и изменение ширины передних шин. Гонщикам придётся менять стиль управления машиной по мере уменьшения количества топлива в баках. Регламент на двигатели заморожен, только в Cosworth могли что-то изменить, чтобы сократить потребление топлива, инженеры других команд пытаются сократить потери на трение. В первых гонках возможны сюрпризы – если одна из команд ошибётся в расчёте расхода топлива, гонщику придётся сбросить скорость, чтобы финишировать, но через два-три Гран При ситуация нормализуется.
Команды будут использовать два варианта стратегии – один или два пит-стопа. На первом отрезке мы увидим более жесткие шины – мягкие на машинах с полными баками износятся уже через несколько кругов, а ближе к финишу, когда асфальт покроется отработанной резиной, напротив – станут весьма эффективны.
Вариант с одним пит-стопом более рискованный, но позволяет получить небольшое преимущество над соперниками, которые решили останавливаться дважды – в этой ситуации многое зависит от умения гонщиков беречь резину».