Инженер Renault Sport F1 Дэвид Лэм, работающий с командой Williams, рассказывает об особенностях подготовки двигателей к Гран При Монако.
Вопрос: Какие особые требования предъявляются к двигателям в Монако?
Дэвид Лэм: Как известно, на этой трассе от двигателя требуется хороший отклик при работе на относительно низких оборотах, поскольку машина преодолевает многочисленные медленные повороты, которые перемежаются короткими разгонами. Для того чтобы двигатель развивал необходимый крутящий момент, передаточные отношения должны быть короче, чем обычно. Тут нет никакой проблемы, поскольку максимальная скорость на этой трассе также самая низкая в календаре сезона – обычно примерно на уровне 280 – 290 км/час.
Момент переключения передач также нуждается в корректировке, поскольку на этой трассе гонщики меняют передачи намного быстрее, чем обычно. Базовые регулировки мы подобрали, работая на симуляторе, а тонкие настройки производим уже по ходу тренировок.
Вопрос: Эта трасса не похожа на другие: с какими трудностями приходится здесь сталкиваться?
Дэвид Лэм: Ее характерной особенностью являются кочки. На трассе есть ряд ярко выраженных неровностей, и самая явная расположена на спуске от поворота Casino к Mirabeau. Кроме того, есть и поребрики, и крышки системы дренажа, и трещины в асфальте.
Когда машина проезжает по ним, ее задние колеса разгружаются, и двигатель раскручивается до срабатывания ограничителя оборотов. Но это не страшно, потому что ограничитель правильно настроен и вполне справляется с ситуацией.
Вопрос: Подходит ли эта трасса двигателю RS27?
Дэвид Лэм: RS27 неплохо справляется с трассами всех типов, ведь его можно настроить так, чтобы он развивал необходимый крутящий момент именно тогда, когда это нужно гонщику. Кроме того, невысокие средние скорости влияют на работу системы охлаждения, но мы считаем, что RS27 может нормально работать при более высоких температурах, чем двигатели конкурентов, что позволяет нашим клиентским командам разрабатывать более компактные корпуса машин, а это дает определенное преимущество в скорости.
Вопрос: Что показали первые тренировки в Монако?
Дэвид Лэм: Если честно, все было, как обычно. Мы опробовали весьма агрессивные настройки двигателей, позволяющие им раскручиваться до очень высоких оборотов, чтобы предотвратить блокировку задних колес на торможении. Еще одна отличительная черта Монако состоит в том, что шины здесь испытывают преимущественно продольные нагрузки, поэтому любые меры, которые позволят как-то их контролировать, могут значительно повлиять на увеличение ресурса резины по ходу гонки. Но в квалификации подобная проблема ощущается в меньшей степени, так что здесь все зависит от мастерства гонщика.