Участники: Льюис Хэмилтон (Mercedes), Дженсон Баттон (McLaren), Адриан Сутил (Force India), Жюль Бьянки (Marussia), Нико Хюлкенберг (Sauber), Роман Грожан (Lotus)
Вопрос: Вопрос ко всем. Впереди шестой из девятнадцати этапов сезона, в котором будет разыграно столько же очков, сколько в любой другой гонке, но это особый этап, не так ли? Можно ли назвать гонку в Монако лучшей из всех?
Дженсон Баттон: Добрый вечер! Лучшей? Не знаю, каждая гонка по-своему уникальна, но у некоторых этапов более богатая история, и Монако – из их числа. Кроме того, многие гонщики живут в княжестве. Если у вас есть возможность побороться за победу, и вы первым пересекаете финишную черту, то чувствуете себя так, словно празднуете успех не только с командой, но и со всеми болельщиками – настолько здесь всё близко! Победа в Монако - особенная, но есть немало других значимых гонок, и для каждого гонщика какой-то определенный Гран При может значить больше.
Вопрос: Что вы скажете, Адриан? Величайшая гонка, или для вас она станет такой, если вы заработаете немало очков?
Адриан Сутил: Возможно, но я воспринимаю её, как и любой другой этап. Как и везде, вы стараетесь сработать по максимуму, но в каком-то смысле этот Гран При всё же уникален, ведь из опыта прошлых лет вы знаете, что здесь шансов всегда чуть больше.
Трасса крайне сложная, здесь легко совершить ошибку, за которой последует выезд машины безопасности – риск велик, и это может сработать либо в твою пользу, либо против. Понимание этого делает уик-энд особенным. Старт с поула ещё не гарантирует победы: нужно сохранять концентрацию до самого финиша.
Вопрос: Жюль, ваше мнение? Вы уже выступали здесь – правда, не в Формуле 1. Для вас эта гонка в какой-то степени домашняя. Готовы к соперничеству?
Жюль Бьянки: Конечно, и я уже предвкушаю, как завтра сяду за руль! Для меня гонка действительно особенная, ведь я родился в Ницце, а это совсем недалеко. Не могу дождаться возвращения в кокпит, хотя знаю, что трасса по-настоящему непростая, а оказаться здесь быстрым очень сложно. Но у меня уже были кое-какие достижения в Монако в младших гоночных сериях – посмотрим, что получится на этот раз.
Вопрос: Нико?
Нико Хюлкенберг: Как сказал Адриан, подход такой же, как к любой другой гонке, хотя этап действительно особенный. Я никогда не побеждал здесь, но в GP2 поднимался на подиум, и это было здорово. Добиться подиума или даже победы в Формуле 1 было бы просто фантастикой – пожалуй, в этом плане предстоящий этап ценится выше прочих.
Вопрос: Роман, для вас этот этап также можно назвать домашним…
Роман Грожан: Вполне. Монако – это еще не Франция, но до неё буквально рукой подать. Особенная гонка и особенный подиум, на котором можно встретить самого князя Монако. Да, за победу здесь дают те же 25 очков, что в любом другом Гран При, но этот этап для меня по-своему уникален.
Вопрос: Льюис, насколько он уникален для вас?
Льюис Хэмилтон: Добрый день! Да, гонка в Монако всегда привлекает особое внимание, и, как сказал Дженсон, многие из нас живут здесь. Лично я не воспринимаю этот этап так же, как любой другой Гран При: победа здесь всегда уникальна, и если вам удается добиться успеха, вы испытываете невероятные ощущения! К этому успеху мы стремимся каждый год.
Вопрос: Дженсон, незадолго до приезда в Монако стало известно, что Honda возвращается в Формулу 1 в 2015 году в качестве поставщика моторов для McLaren. Как вы отреагировали на эту новость?
Дженсон Баттон: Я считаю возвращение Honda отличной новостью не только для нашей команды, но и для спорта в целом. Появление нового производителя моторов – это большой плюс для Формулы 1. Сейчас в чемпионате четыре очень сильных моториста, но я полагаю, что переход на новый регламент привлечет в Формулу 1 новых производителей. Здорово, что первым из них стала Honda. Надеюсь, она окажется не последней.
Вопрос: Для вас лично это тоже хорошая новость? Вы достаточно долго сотрудничали с Honda…
Дженсон Баттон: У меня многое связано с Японией и давние отношения с Honda - я долго и успешно с ними работал. С тех пор прошло немало времени, но я с нетерпением жду продолжения сотрудничества. Впрочем, до этого ещё далеко, сейчас мы должны концентрироваться на текущей работе. В данный момент мы используем моторы Mercedes, но в 2015-м всё изменится.
Вопрос: Адриан, для вас начало сезона в Австралии получилось обнадеживающим, однако затем дела пошли несколько хуже. Думаете, вам откровенно не везет?
Адриан Сутил: Нет ни везения, ни неудач – случались определенные происшествия, которые нужно оставлять позади и разбираться в причинах. Многие неприятности были в сущности незначительными, но сильно сказывались на результатах гонки. Машина впечатляюще быстра, мы добились отличного темпа, но небольшая проблема с гайкой крепления колеса в Барселоне вызвала пит-стоп, который продолжался почти минуту, и гонка для меня была потеряна.
Это похоже на маленькие кусочки мозаики, которые вы должны собрать вместе, но главное – мы устранили ту проблему. В Малайзии трудности были иными, но со временем результаты придут. Я не намерен сдаваться, буду действовать разумнее и постараюсь как можно скорее добиться своего.
Вопрос: Жюль, многие весьма высоко оценивают ваш дебют в Формуле 1. Что вы скажете о своих первых пяти гонках?
Жюль Бьянки: Для меня и команды начало сезона получилось действительно неплохим, мы старались добиться максимально возможного результата. Мы понимаем – это сложно, и нужно быть реалистами: нам вряд ли удастся заработать очки. Поэтому мы просто выкладываемся на 100%, и первые пять гонок сложились неплохо. Немного прибавила машина, я тоже добился определенного прогресса и теперь с оптимизмом жду оставшиеся четырнадцать этапов.
Вопрос: Между Caterham и Marussia развернулась плотная борьба. В предыдущих двух гонках ваши соперники имели небольшое преимущество – полагаете, здесь ситуация изменится?
Жюль Бьянки: Я сделаю для этого всё возможное. Сейчас Caterham немного впереди, но в Барселоне по ходу гонки мы ехали чуть быстрее их, и это обнадеживает. В любом случае, этап в Монако уникален, посмотрим, как сложится завтрашний день, но я не сомневаюсь – борьба будет острой.
Вопрос: Нико, если описать одним словом то, как складывается для вас нынешний сезон, напрашивается вариант «разочарование». Вы огорчены тем, как всё изменилось после перехода в Sauber?
Нико Хюлкенберг: Разочарование – не лучшая формулировка, но начало сезона действительно не порадовало. Мы не добились желаемых результатов, машине просто не хватает скорости. Сейчас вся команда, все наши сотрудники на базе в Хинвиле, делают всё возможное, чтобы устранить проблемы и сделать машину быстрее. На это направлены все усилия и ресурсы: как только машина прибавит в скорости, мы сможем чаще претендовать на очки.
Вопрос: Полагаю, вы ожидали от первых пяти гонок большего, чем те пять очков, что смогли заработать?
Нико Хюлкенберг: Вы правы, гораздо большего.
Вопрос: Роман, в Монако крайне важна квалификация, а пока ваша средняя стартовая позиция в этом сезоне - 8.4. Если вы вновь квалифицируетесь в районе восьмого-девятого места, это заметно осложнит задачу. Насколько вы сосредоточены именно на квалификации?
Роман Грожан: В Монако результат в квалификации значит больше, чем на любой другой трассе. Не секрет, обгонять здесь очень непросто – разве что износ резины окажется чуть выше, чем в прошлом году, и стратегия себя оправдает. Мы работаем над результатами: сезон я начал довольно бледно, но после этапа в Бахрейне заметно прибавил, и это главное. Уверен, нам по силам улучшить и показатели в квалификации, ведь сейчас они явно далеки от желаемых.
Вопрос: Вы сможете действовать немного агрессивнее?
Роман Грожан: Не думаю, что дело в агрессивности, скорее во взаимодействии гонщика и машины. В нынешнем сезоне у нас иные шины, нужно разобраться в их поведении, а уже потом атаковать по максимуму.
Вопрос: Льюис, если говорить о шинах, в предыдущих двух гонках у вас и Нико Росберга были одинаковые проблемы, правда, в разное время. В Бахрейне вы были быстрее напарника, а уже в Испании все оказалось с точностью до наоборот. Проблема уже устранена?
Льюис Хэмилтон: Справиться с проблемой не так просто, мы делаем всё возможное, чтобы понять, в чем была допущена ошибка: в давлении в шинах, в температуре или чем-то ещё. Не думаю, что здесь ситуация будет настолько же плачевной – надеюсь, нам удалось добиться прогресса. Хочется верить, что у нас больше не будет гонок вроде той, что получилась в Барселоне.
Вопрос: Учитывая сценарий двух предыдущих Гран При, многие считают, что в Монако у Mercedes наилучшие шансы на победу. Вы разделяете это мнение?
Льюис Хэмилтон: Я бы так не сказал. Да, кое-какие шансы есть, но никогда не знаешь, какую скорость продемонстрируют соперники. В прошлом году в Монако Mercedes были очень быстры, в нынешнем сезоне наша машина едет ещё лучше – значит, мы должны быть ещё конкурентоспособнее. Но Ferrari, Lotus и Red Bull практически не уступают, так что посмотрим, как всё сложится.
Вопросы с мест
Вопрос: (Кейт Уолкер – GP Week) Вопрос для Льюиса. Уик-энд в Барселоне получился для вас невероятно сложным – уверена, вы вернулись на базу команды, изучили все данные и сделали выводы. И пусть вам совсем не обязательно сообщать нам подробности, скажите, надеетесь ли вы на заметный прогресс в этот уик-энд?
Льюис Хэмилтон: Разумеется. Команда проделала огромный объём работы, пытаясь понять, что пошло не так, парни на базе серьёзно изучали этот вопрос. Понять поведение резины очень непросто, но я уверен, что в этот уик-энд проблема будет не столь острой, как в прошлый. Мы надеемся прогрессировать шаг за шагом.
Вопрос: (Алексей Попов – РТР) Вопрос для всех кроме Льюиса – он уже разместил в твиттере фото своего шлема с оригинальной расцветкой для Гран При Монако. Сделали ли вы нечто особое в преддверии этой гонки? Для Льюиса отдельный вопрос – не могли бы вы прокомментировать новости о переходе Падди Лоу из Уокинга в Брэкли? Но начнем со шлемов. Дженсон?
Дженсон Баттон: Никаких изменений, стандартный дизайн.
Вопрос: Роман?
Роман Грожан: Подобный вопрос означает, что вы не подписаны на мой твиттер! Я еще вчера разместил фото своего сине-бело-красного шлема.
Вопрос: Адриан?
Адриан Сутил: Единственное изменение – я поместил на шлем изображение флага Уругвая, откуда родом мой отец. Я давно хотел это сделать и реализовал эту идею. Этот дизайн останется со мной до конца сезона, он разработан не только для Монако.
Вопрос: Жюль?
Жюль Бьянки: У меня особенный шлем для Гран При Монако, но его вы увидите только завтра.
Вопрос: Нико?
Нико Хюлкенберг: Ничего особенного, обычный вариант.
Вопрос: Льюис, какую пользу может принести Mercedes приход Падди Лоу?
Льюис Хэмилтон: Время покажет, но я работал с Падди в предыдущие пять или шесть лет, он отличный человек и потрясающий специалист. Уверен, он станет важным активом команды – с нетерпением жду продолжения сотрудничества. Мы все в Mercedes этого ждем.
Вопрос: (Ливио Орихио – O Estado de Sao Paulo) Льюис, в 2002 году Дэвид Култхард стартовал в Монако с поула, и пусть в гонке его машина была далеко не быстрейшей, шотландец смог добиться победы. Михаэль Шумахер на своей Ferrari выглядел намного быстрее, но ему так и не удалось провести атаку. Полагаете, в этом году ситуация аналогична? Вам по силам повторить то, что удалось Култхарду?
Льюис Хэмилтон: Обгонять в Монако сложно – это понятно, даже если вы видели только прошлогоднюю гонку. Марк одержал победу, стартовав с поула, но у него была очень конкурентоспособная машина. Если вы начинаете гонку с поула и эффективно контролируете состояние шин, удержать позицию не так уж сложно.
Вопрос: К ситуации с обгонами – Адриан, в вашем случае остаётся лишь выжидать, надеяться на подходящий момент?
Адриан Сутил: Провести атаку в Монако нелегко, но я все равно не считаю квалификацию определяющим фактором для результата в гонке. Вспомните предыдущие Гран При – некоторым гонщикам приходилось стартовать едва ли не из середины пелотона, а в итоге они приезжали на подиум, и Lotus тому пример. Нужна правильная стратегия.
Mercedes? У них были явные проблемы: они стартовали из первого ряда, но потом возникали сложности. Это в очередной раз доказывает, что контролировать поведение шин в гонке сложно, а в квалификации всё иначе. Мы здесь ради гонки, очки начисляются в воскресенье, и не важно, с какой позиции вы стартуете – нужно сохранять концентрацию.
Вопрос: (Йенс Вальтерс – German Radio) Льюис, как бы вы охарактеризовали ваши взаимоотношения с Нико Росбергом? Вы напарники, коллеги, друзья или просто соседи по боксам?
Льюис Хэмилтон: Мы соседи по боксам и напарники. Мы работаем вместе, пытаясь помочь прогрессу команды. Мы с Нико были напарниками ещё в 1997-м, давно знаем друг друга и с тех пор остаемся добрыми друзьями, но притом мы такие же непримиримые соперники.
Вопрос: (Иан Паркес – Press Association) Дженсон, когда было объявлено о контракте с Honda, сразу возникли вопросы, будете ли вы и в 2015 году выступать за McLaren. Управляющий директор McLaren Джонатан Нил сказал, что вы можете работать в команде хоть всю жизнь. Что значат для вас эти слова? И еще: если говорить о работе на всю жизнь, сколько лет вы еще планируете выступать в гонках?
Дженсон Баттон: Джонатан говорил в целом о работе на всю жизнь, или о работе гонщика на всю жизнь?
Вопрос: (Иан Паркес – Press Association) О работе на всю жизнь.
Дженсон Баттон: В таком случае не знаю, что он имел в виду. Сейчас я не хочу думать о будущем, надо жить настоящим, а я не считаю своим приоритетом на данный момент стремление подписать с командой долгосрочный контракт. Я провел в спорте 13 лет и хочу чувствовать свободу и иметь возможность остановиться в тот момент, когда пойму, что не всё складывается так, как мне бы хотелось. Пока я этого не ощущаю, и мне кажется, что впереди еще немало времени, но свобода - самое важное для меня…
Вопрос: (Паоло Ианьери – La Gazzetta dello Sport) Льюис, полагаете, корректировка составов Pirelli может помочь Mercedes в оставшихся гонках?
Льюис Хэмилтон: Надеюсь, ведь хуже просто быть не может. От корректировок выиграют все команды, да и стратегия гонок, вероятно, изменится.
Вопрос: Нико, Роман, вам нравится идея с корректировкой составов?
Нико Хюлкенберг: Я не в курсе всей ситуации – знаю лишь, что переговоры между FIA и Pirelli ещё продолжаются. В любом случае, мы будем работать с теми шинами, которые нам предоставят. Кто-то справится с задачей лучше, но адаптироваться придется всем.
Роман Грожан: Не знаю, можно ли вот так менять составы по ходу чемпионата, даже если речь идет о небольших коррективах. С сегодняшней резиной мы весьма конкурентоспособны, команда сработала на славу, но посмотрим, как сложится ситуация. Будем выкладываться по максимуму.
Вопрос: (Гэри Минаган – The National, Abu Dhabi) Не могли бы вы вспомнить первые впечатления от гонки в Монако, когда вы сами были болельщиками, и сравнить эти впечатления с нынешними ощущениями, когда вы приезжаете в статусе гонщиков?
Жюль Бьянки: Когда я был ребенком, я буквально жил Формулой 1. Тогда я выступал в картинге, и для меня поездка на Гран При Монако с родителями была настоящим событием, а сама мысль о том, чтобы самому когда-то выехать на эту трассу, казалась мечтой. И вот я здесь, это особенный момент, и я не могу дождаться той минуты, когда смогу покинуть пит-лейн. Уверен, это будет потрясающе!
Адриан Сутил: Я впервые приехал в Монако в 2006 году, когда выступал в Формуле 3 и соперничал с Льюисом. Это был отличный уик-энд, ну а раньше мне не доводилось бывать в княжестве, поскольку в те времена моя семья не могла позволить себе такую поездку.
Нико Хюлкенберг: Я впервые приехал сюда на картинговую гонку – здесь проводились такие соревнования. Не знаю, остались ли они сейчас. Потом я оказался в Монако уже в 2009 году, выступая в GP2 – отличная трасса, одна из немногих сохранившихся в календаре и не прощающих ошибок. Мне всегда нравились её конфигурация и атмосфера.
Роман Грожан: Мои первые воспоминания связаны с победой Оливье Паниса в Монако в 1996 году – он и по сей день остается последним французом, сумевшим выиграть эту гонку. Когда я сам приехал сюда, я быстро понял, что трасса намного сложнее, чем выглядит с экрана телевизора.
Дженсон Баттон: А я вспоминаю свой дебютный сезон в Формуле 1 в 2000 году. Вплоть до шпильки Grand Hotel дела шли неплохо, пока я не врезался в Педро де ла Росу, после чего гонку остановили красными флагами. В те годы – эй, сколько же лет прошло! – у нас были запасные шасси, поэтому мне пришлось бежать в паддок за другой машиной. Это было весело!
Льюис Хэмилтон: Если не считать той гонки, которую я смотрел по телевизору, когда Айртон Сенна, лидируя с большим преимуществом, врезался в стену, мое первое знакомство с трассой в Монако состоялось в тот же год, что у Адриана, когда мы оба выступали в Формуле 3. Помню, я думал остаться в Ментоне, но все-таки позвонил Мартину Уитмаршу, и он забронировал для меня номер в отеле Beach Plaza. На тот момент это был один из лучших уик-эндов всей моей жизни!
Вопрос: (Иан Паркес – Press Association) Льюис, вам уже задавали вопрос об отношениях с Нико Росбергом. А что вы скажете об отношениях с Адрианом? Они изменились с момента его возвращения в Формулу 1? Помнится, прекратились они далеко не лучшим образом. Адриан, как вы сами охарактеризуете ситуацию между вами и Льюисом?
Льюис Хэмилтон: Ситуация уже изменилась. Мы пару раз беседовали, планируем поговорить еще. Мы с Адрианом довольно долго были друзьями и вместе провели немало отличных дней в той же Формуле 3. Настоящих друзей можно пересчитать по пальцам одной руки, обрести их крайне сложно, поэтому я хочу, чтобы мы все уладили.
Адриан Сутил: Льюис верно сказал, ситуация изменилась, и тоже жду примирения. Больше мне добавить нечего.
Вопрос: (Александр Табаковски – Vecer Macedonia) Вопрос для всех участников и особенно для тех, кто представляет Германию, поскольку в предстоящий уик-энд нас ждет финал футбольной Лиги Чемпионов, в котором встретятся две немецкие команды – «Боруссия» и «Бавария». Хотелось бы услышать мнение каждого: что вы об этом думаете, и за какую из команд будете болеть?
Дженсон Баттон: Я не большой поклонник футбола.
Вопрос: И все-таки, за какую из двух команд вы будете болеть?
Дженсон Баттон: За ту, что больше забьет.
Льюис Хэмилтон: Мне всегда нравилась мюнхенская «Бавария». Когда я играл в футбол на компьютере, я всегда выбирал эту команду, выберу ее и сейчас.
Роман Грожан: А я присоединюсь к мнению Дженсона.
Жюль Бьянки: Мне тоже нравится «Бавария», надеюсь, они победят.
Нико Хюлкенберг: Приятно и в то же время немного странно видеть в финале Лиги Чемпионов две немецкие команды. Они дважды встречались в национальном чемпионате, а теперь снова сыграют друг с другом в главном европейском финале – удивительная ситуация. Что касается предпочтений, я не отношу себя к фанатам парней из Мюнхена или Дортмунда, но в последнее время я с несколько большим удовольствием смотрю футбол. Мне нравится сама игра, а кто победит – не важно.
Адриан Сутил: Я не поклонник футбола, но я из Мюнхена, и этим все сказано. Буду держать кулаки за «Баварию».
Вопрос: Возможно, что кто-то из вас окажется на передовицах немецких газет в понедельник утром, или же они будут целиком посвящены футболу?
Нико Хюлкенберг: Думаю, о футболе там будет написано немало.
Адриан Сутил: Надеюсь, я предоставлю журналистам повод для хороших заголовков!
Перевод: Валерий Карташев