1. Михаэль Шумахер, Ferrari, 1.41:49.675
2. Рубенс Баррикелло, Ferrari, + 3.363
3. Дэвид Култхард, McLaren-Mercedes, + 3.940
Перевод: Андрей Ларинин. F1Racing.Ru
Вопрос: Михаэль, искренние поздравления! Седьмая победа в сезоне, 51-я в карьере, четвертый титул чемпиона мира. Твои ощущения?
Михаэль Шумахер: Я говорил с командой во время долгого круга после финиша, пытаясь подобрать нужные слова. В такие моменты - я, вероятно, не самый плохой гонщик, но не очень хороший человек - мне не удается найти подходящие слова, вы должны извинить меня за это. Одно могу сказать: это был великолепный уик-энд. Нам удалось сделать все, что мы хотели. По каким-то причинам я приехал сюда не в лучшем настроении и сказал Жану, что не уверен, что все произойдет именно здесь. Но я выиграл квалификацию, выиграл гонку, сравнялся по числу побед с Аленом Простом. И в четвертый раз стал чемпионом мира -слишком много для одного раза, непросто все это осознать. Единственное, что я хочу сказать, это фантастический результат потому, каким образом он был достигнут, потому что со мной моя команда, Рубенс, благодаря моим стараниям. Вы просто не представляете, какие у нас прекрасные парни, как много времени мы проводим вместе и в радости и в горести. У нас такая хорошая команда, что я просто влюблен в каждого из них. Так здорово с ними работать! Это их успех и я более, чем благодарен им всем!
Вопрос: Как ты оцениваешь этот титул в сравнении с предыдущими тремя?
Михаэль Шумахер: Вы всегда хотите получить сравнения. А я таким образом это не оцениваю. Я считаю, что нужно просто радоваться этому титулу, но каждый из них не похож не другой, каждая победа особенная. Это всегда необычно - одержать победу в Гран-при. Победить в чемпионате - еще более особая вещь. Вот что надо учитывать.
Вопрос: Рубенс, ты должен гордиться сезоном, в котором помог Ferrari одержать победу в Кубке конструкторов...
Рубенс Баррикелло: Я горжусь, гожусь. Я имею в виду, что для меня это прекрасный сезон и это не просто слова. Я действительно горжусь тем, что у меня такой напарник, тем, что буду участником торжества. По-моему, это должна быть фантастическая вечеринка, ведь и достижение это потрясающее. Я не думаю, что это просто совпадение, что как только я стал членом команды, мы стали все время выигрывать. Я очень этим горжусь, команда это заслужила и Михаэль заслужил. Я горд тем, что работаю с ними.
Вопрос: Не был ли ты удивлен тем, что после первого пит-стопа обнаружил перед собой Дэвида, а после второго оказался впереди него?
Рубенс Баррикелло: Честно говоря, у меня смешанные впечатления. Я был так огорчен в первом случае и так рад во втором, что просто не могв это поверить. Думаю, ДиСи испытал то же самое, но в обратном порядке. На мое счастье все сработало в нашу пользу. Я великолепно стартовал. На первом комплекте покрышек немного сложно было вести машину, и потому он держался рядом. Полагаю, он быстрее влетел в боксы или лучше сработали его механики, вот потому он меня и опередил. Ну а потом я ехал очень и очень быстро, стараясь его достать и обойти на втором пит-стопе. Мне удалось быстро разогнаться, и я сохранил позицию впереди него. Я этим очень доволен.
Вопрос: Дэвид, ты так старался сегодня сохранить свои шансы в чемпионате, но не смог. Расскажи нам хотя бы о том, как прошла гонка.
Дэвид Култхард: Позиция на внутренней стороне трассы была невыгодной, ведь Рубенс без труда меня обошел на старте, а Михаэль создал приличный отрыв уже к первому повороту. Так что я сразу знал, что будет непросто. Тот факт, что я мог держаться рядом с Рубенсом, подсказал, что на пит-стопе у меня есть шанс. Зная о том, с каким запасом топлива я ушел в гонку, я чувствовал, что он уйдет на пит-стоп раньше меня. Так что все было совсем не так, как сказал Рубенс. Правда на втором отрезке меня больше, чем прежде, беспокоили покрышки. Это был не новый комплект. Не знаю, что именно мне помешало - въезд на пит-лейн, пит-стоп или выезд, ведь он прошел меня в первом повороте. Но где-то я точно потерял время. Но самом деле второе место - максимум, на что я мог сегодня рассчитывать. Сегодня был день Михаэля, и я поздравляю его с победой, с титулом, с этим достижением и советую отдохнуть в оставшихся четырех гонках.
Вопрос: Но еще остается битва с Рубенсом и Ральфом за второе место. Насколько оно важно для тебя?
Дэвид Култхард: Знаете, второе место не вызывает у меня никаких эмоций. Я стремлюсь только к победам. Не имеет значения, вторым я буду в чемпионате, третьим или четвертым, каким угодно. Важно, как я отработаю в каждой из гонок, смогу ли выложиться на 100%. Я знаю, так бывает не всегда, но я к этому стремлюсь, но большее от меня не зависит. Место в чемпионате определяет не только твое индивидуальное мастерство.
Вопрос: Михаэль, вечером будет хорошая гулянка?
Михаэль Шумахер: Ничего не планировалось, но я уверен, как-то мы это отметим. Я в этом абсолютно уверен. Посмотрим, что это будет, но будет сыро!
Вопрос: Вы с Рубенсом снова споете вместе?
Михаэль Шумахер: Му уже немного размялись, прежде чем подняться на подиум, так что, да, сегодня вечером песен будет много!
Вопрос: Такое впечатление, что гонка прошла по твоему плану, исключая первые десять кругов, когда Рубенс шел непосредственно позади. Ну а потом ты ушел в отрыв...
Михаэль Шумахер: Полагаю, все мы пытались сберечь покрышки на заключительную часть гонки и мне просто повезло, что мой первый комплект работал чуть лучше, чем у него. Ведь вы же видели, что в конце он снова начал меня нагонять. Так что этот уик-энд был достаточно сложным, он основательно на меня нажимал.
Вопрос: А насколько трудно было сохранять концентрацию? Ведь здесь ты соперничал сам с собой.
Михаэль Шумахер: Да, было непросто, по правде сказать. Если у тебя есть определенный отрыв и на каком-то этапе - после первого пит-стопа - Дэвид опережает Рубенса и начинает печатать быстрые круги, приближаясь ко мне, я знаю, что у меня свежая резина и она какое-то количество кругов выдержит. Непонятно только, какое. Что касается Дэвида, поначалу он шел позади Рубенса и было непонятно, на что он способен. Интересно было посмотреть, чем все закончится, но к счастью после трех кругов он сбавил темп, ситуация выровнялась и я мог удерживать отрыв. Но когда на последних кругах ты идешь впереди, возникают опасения, что, что если ты допустишь ошибку, будешь выглядеть очень глупо. Больше того, мне показалось, что одна из машин постоянно теряла масло и оно оставалось на идеальной траектории. Следовало опасаться того, что он может меня достать, ведь никогда не знаешь, где и сколько он может потерять. Вот и приходилось искать другие траектории и так далее. В общем, было немало поводов для беспокойства, но вот, мы сидим тут перед вами и все страхи уже позади.
Вопрос: На заключительных стадиях Рубенс начал тебя нагонять, приводя за собой Дэвида. Как складывались эти последние круги?
Михаэль Шумахер: В известном смысле, верно, было неприятно, но с другой стороны, все знают, что в Венгрии очень трудно обгонять, если только не будет ошибки. Так что в этим моменты после второго пит-стопа я был очень доволен, что Рубенс идет вторым. Это было важно для победы в Кубке конструкторов, а мне тот факт, что Дэвид позади него, лишь давал некоторое облегчение. Я приехал сюда, настроенный не слишком оптимистично. Не знаю, почему. Я неплохо отдохнул, совершенно не думал о том, что все может решиться здесь и потому нисколько себя не напрягал. Не специально - это выходило само собой. И на последних трех кругах я начал думать, "ну вот, это должно произойти сейчас". Но от этого ты только начинаешь нервничать и из-за этого можешь допустить ошибку.
Вопрос: И ты был очень счастлив, возвращаясь в боксы и потом на подиуме. Расскажи нам об этом.
Михаэль Шумахер: Знаете, я не самый плохой гонщик, но не слишком богат на эпитеты, чтобы помочь вам описать мои чувства. Извините, но вам придется удовольствоваться тем, что вы видели, и описать это своими словами - я вам не помощник. Я уже говорил, тут дело не столько в эмоциях, сколько в ощущениях. Это команда, это что-то, что иногда приводит меня в трепет, потому что эти парни просто бесподобны, так человечны, так напряженно работают, так отдаются своему делу - работать с ними одно удовольствие. За все время, что я тут выступаю, эта команда - бесспорно лучшая.
Вопрос: Рубенс, битва с Дэвидом на протяжении всей гонки - как ты считаешь, ты сохранял над ней контроль?
Рубенс Баррикелло: В Венгрии очень трудно обгонять. Шанс появляется на круговых или вследствие ошибок. Но это очень, очень узкая трасса и обгоны здесь почти невозможны. Был момент, когда я нагнал Minardi, - кажется, это был Маркеш. Он шел очень медленно. Я решил, что пройду его, глянул в зеркала и не увидел там Дэвида. Это был очень неприятный момент - я не знал, удалось ли ему меня обойти или нет. После второго пит-стопа машина слушалась руля очень хорошо, я мог идти в своем темпе и держать его позади.
Вопрос: И насколько сильным был прессинг?
Рубенс Баррикелло: Честно говоря, здесь очень редко попадаешь в условия прессинга. В последнем повороте ты сбрасываешь газ и тот, кто идет сзади, вынужден ждать. Другими словами, если вы не имеете в виду восьмидесятые, когда благодаря "турбо" на прямых можно было развивать на сотню лошадиных сил более высокую мощность, обгонов в Венгрии почти не бывает. Это прекрасная трасса, приятно проходить ее в квалификации, но обгонять во время гонки трудно, так что я чувствовал себя спокойно. Когда я шел в рамках своих возможностей, у меня не было проблем и я мог нагонять Михаэля.
Вопрос: Ты знал, что на пит-стопах все будут решать доли секунды?
Рубенс Баррикелло: На первом пит-стопе я уступил. Дэвид был у меня за спиной и я не знал, что он пойдет еще круг. Потом я увидел, что потерял время, а он гнал во всю на первых двух-трех кругах. Я не мог угнаться за ним, но потом, думаю, покрышки приработались и я смог его нагнать. Я поймал хороший ритм, но не мог его обойти. После второй пит-стоп я отлично прошел первый круг, но впереди было три машины и мне повезло, что две из них я прошел сразу после пит-стопа.
Вопрос: Дэвид, расстроен? Сильно расстроен?
Дэвид Култхард: Думаю, я выложился максимально. Определенно, моя машина была не так быстра, как Ferrari, меня больше сносило. Я почти решил свою задачу, пройдя Рубенса, но со всеми этими проблемами невозможно ехать нормально. Максимум, на что я мог рассчитывать - второе место. Но нужно разобраться, где я потерял время - на въезде или на пит-стопе, поскольку мне показалось, что заправочный шланг держали слишком долго. Но с Михаэлем я сегодня тягаться не мог после того, как проиграл старт.
Вопрос: Что случилось на старте?
Дэвид Култхард: Просто я стоял на грязной стороне трассы. Вы видели, как в гонке Ф3000 все машины, стоявшие слева, ушли вперед. Когда сработал светофор, я слушал его и слушал себя, и мне показалось, что его система старт-контроля уже прекратила свою работу, тогда как моя еще надрывалась - то есть, колеса буксовали. Думаю, на светофор я отреагировал четко, но он мог разгоняться несколько лучше, как и Рубенс - вот и все тут. Может, в будущем стоит стартовать друг за другом!
Вопрос: Значит, с точки зрения ситуации в чемпионате...
Дэвид Култхард: Я думаю, все кончено, не так ли?
Вопрос: И каковы твои ощущения в связи с этим?
Дэвид Култхард: Думаю, раз или два в этом сезоне я должен корить самого себя за свои результаты. В принципе, я доволен тем, что выступал на самом высоком уровне - это здорово прибавило мне уверенности. А вот чего не хватало, так это машины, равной "Ferrari", или превосходящей ее, как это было пару лет назад. В этом году она была не такой и нам нужно работать командой, чтобы восстановить ее возможности. Что касается вашего вопроса, если смотреть на вещи трезво, Михаэль заслужил свой титул. Он все время был быстр, прекрасно использовал свои шансы, не делал ошибок. Полагаю, у него и "Ferrari" этого не отнять: они показали себя во всей красе, а нам нужно возвращаться к кульманам.
Вопрос: Михаэль, ты был напуган этой неприятностью, когда ехал на старт? Что случилось?
Михаэль Шумахер: В принципе, это последняя проверка перед гонкой. Я просто проверял, все ли работает как надо, как вдруг по какой-то причине задний мост снесло на входе в поворот. Я мог остаться на трассе, использовав всю ширину отбойника, но, помня о том, что случилось в эти дни с Дэвидом и Ферстаппеном, предпочел его перескочить и проехать по гравию. Не идеальная ситуация, но машина почти не получила повреждений, исключая одну плоскость, которую можно было поменять на стартовом поле. Ну а потом все прошло нормально.
Вопрос: Михаэль, когда ты только пришел в "Формулу-1", думал ли ты, что тебе удастся добиться всего этого?
Михаэль Шумахер: Честно говоря, первое, о чем я подумал, когда ехал в Спа, что я мог бы выступать где-то в середине поля. В каком-то смысле это была моя цель. И я был очень удивлен тем, как хорошо я прошел квалификацию. Но из этого совсем не следовало, что я добьюсь затем таких успехов.
Вопрос: Михаэль, ты превзошел Алена Проста. Испытывал ли ты к нему какое-либо уважение, когда только пришел в этот спорт. Говорил ли ты о повторении его рекорда?
Михаэль Шумахер: Смешно, но как раз вчера мы болтали с ним в моторхоуме и он сказал мне: "Пожалуйста, выиграй эту гонку. Я так устал отвечать на вопрос, когда это произойдет, что я думаю о Михаэле и прочее ля-ля-ля…" Я ответил, что у меня та же проблема. Так что теперь он может быть немного счастливее, как собственно и я. Но он добавил, что мне надо будет выиграть и еще одну, потому что теперь, когда мы сравнялись, вопросы будут продолжаться. Все известные гонщики обратили на меня внимание, когда я появился. Но они были от меня так далеко, что я даже и не пытался думать, что смогу сразу же оказаться где-то среди них. Однако уже в Монце, когда я смог на равных с ними сражаться, я подумал, "ого! Дела мои намного лучше, чем я предполагал". В общем, то, чего он добился, я, естественно, ценю и очень рад за себя, что сумел повторить примерно то же самое.
Вопрос: Михаэль, в чем ты собираешься черпать мотивацию в оставшихся гонках сезона?
Михаэль Шумахер: В том, чтобы продолжать выигрывать гонки. По окончании прошлого сезона я сказал, что моя цель - выиграть как можно больше гонок. Я думаю, что если теперь, после того, как я выиграл чемпионат, в следующей гонке я совершу ошибку, вы и не вспомните, какую прекрасную гонку я провел в Венгрии! Вы насядете на меня с расспросами, что это за глупость я учудил. Такова "Формула-1" - и спорт в целом. Поэтому каждая новая гонка несет для меня новый вызов. Я люблю соперничать и думаю, что соперничество - это и есть то, что делает Ф1 такой привлекательной. И я чувствую, что во мне достаточно огня, чтобы продолжать в том же духе.
Вопрос: Михаэль, как ты считаешь, почему остаются такие, кто не готов причислить тебя к величайшим из гонщиков?
Михаэль Шумахер: Когда речь идет о политических выборах, один человек или партия набирает 50% голосов, еще 50 - другая. Это отражает различия во мнениях людей. Я думаю, что это справедливо всегда. У меня тоже бывает неоднозначное мнение относительно некоторых людей, и то, что обо мне думают так же, это совершенно нормально. Такова жизнь!
Вопрос: Михаэль, в этом году победа далась тебе довольно легко. Значит ли это, что ты испытываешь меньшее удовлетворение, чем в прошлом году?
Михаэль Шумахер: Вовсе нет! Я имею в виду, что Дэвид отметил одну верную вещь: если бы не все кошмары, которые выпали в этом году на его долю, судьба чемпионата могла решиться лишь в самой последней гонке. И потому нет такого ощущения, что победа была более легкой, поскольку пришла раньше. Борьба постоянно шла плотная, исключая первые две гонки.
Вопрос: Как ты считаешь, можешь ли ты побить рекорд великого Хуана-Мануэля Фанхио?
Михаэль Шумахер: Знаете, у меня нет такой цели и я не думаю, что такое сравнение вообще возможно, потому что то, чего добился в свое время этот человек, было просто невероятно. Сравнения просто невозможны: возьмите уровень безопасности машин тех лет непонятно, как они вообще могли ездить быстро. Я так не могу, как они, и считаю, что сравнения неуместны.
Вопрос: Михаэль, тебе прибавило сил, когда Рубенс помог тебе в Австрии. Можно ли ожидать, что ты тоже поможешь ему?
Михаэль Шумахер: Посмотрим. Нет, честно говоря, я ведь уже говорил о команде, а Рубенс очень важная ее часть. Как он сказал, дело вовсе не в удачном совпадении, что с его приходом мы стали чаще добиваться успехов. Он внес в это значительный вклад. Он работал на тестах, когда я отдыхал со своими детьми, семьей. Я знал, что он справится с работой как надо. Мы взаимодействуем и только все вместе могли подняться на тот уровень, который сейчас занимаем. И в каком-то смысле, если я смогу ему помочь, я это сделаю, будьте уверены. Ведь так и должна работать команда.Рубенс Баррикелло: К счастью, моя жена беременна. Теперь и я смогу отдохнуть!
Вопрос: Михаэль, когда в 1991 году ты только пришел в "Формулу-1", приходилось ли тебе перед этим гоняться или работать на тестах в Спа?
Михаэль Шумахер: Нет. Многие считают, что я выступал здесь в гонках спортивных машин - именно это мой менеджер сказал Эдди Джордану в то время, чтобы уговорить его пустить меня за руль! Но это была неправда - до этого весь мой опыт свелся к паре кругов на велосипеде!
Вопрос: Дэвид, не чувствуешь ли ты, что мотивация снижена накануне последних четырех гонок?
Дэвид Култхард:Не чувствую. В данный момент я чувствую себя несколько неважно из-за дегидратации и думаю только о том, чтобы все это поскорее кончилось и я мог пойти прилечь. Может, я должен потерпеть, а Михаэль продолжить наслаждаться моментом, но нет - я хочу выиграть Гран-при. Моя мотивация состоит именно в этом и именно потому я продолжаю выступать.