Гран-при Японии : Пресс-конференция в пятницу

Пресс-конференция

Патрик Хэд (Williams), Питер Заубер (Sauber), Ове Андерссон (Toyota),
Пол Стоддарт (Minardi), Джеф Уиллис (BAR)

Вопрос: Прежде всего хочу спросить вас о новом формате уик-энда, который дебютирует в следующем сезоне. Наверное будет справедливо заметить, что он не произвел впечатления на журналистов. Небольшие частные команды не получат никакой выгоды, никакого снижения стоимости участия в чемпионате, никаких интересных событий на трассе в пятницу. В этом году чемпионат получился очень интересным и не очень понятно, почему что-то нужно менять? Мы можем услышать ваши комментарии по поводу необходимости предстоящих перемен?
Ове Андерссон: Мы действительно обсудили массу вопросов, но предложенный вариант регламента не стоит считать окончательным, его еще должны ратифицировать. Речь не идет исключительно об интересах команд, в принятии решения участвовали спонсоры, организаторы Гран при и прочие заинтересованные лица. Команды не занимаются маркетингом чемпионата, речь идет о компромиссе, которого нам удалось добиться.

Вопрос: Но вы разделяете мое беспокойство? Патрик?
Патрик Хэд: Я согласен с Ове. Мы не на все можем повлиять. Да. команды пару раз встречались и обсуждали регламент, но повестка дня утверждалась теми, кто занимается бизнесом и знает, сколько билетов они могут продать в пятницу или субботу. Да, мне не нравятся два варианта работы на тестах, но я понимаю, почему не очень богатые команды выбрали вариант с утренними тестами в пятницу. Даже в Williams поддерживают этот вариант, если мы сможем работать не два, а четыре-четыре с половиной часа, но к сожалению и у этого варианта есть противники. Мы не участвовали в принятии поправок к регламенту год назад, но команды справились, смогли эффективно адаптироваться к ситуации, думаю приспособимся и в следующем году. Это не наше решение.

Вопрос: Джеф, новый регламент затруднит техническую, тактическую или конструкторскую работу команды?
Джеф Уиллис: Самая серьезная новинка в регламенте - ограничение числа моторов на Гран при, соответственно многие захотят минимизировать дистанцию, проезжаемую непосредственно во время Гран при, максимизировав эффект от утренних тестов. Некоторые пункты регламента нуждаются в разъяснении. Как будет решаться вопрос с выбором резины для третьего гонщика команды в пятницу? Как будет считаться время работы мотора? Две сессии квалификации в субботу - наверное нужно сделать больший перерыв между ними. Я согласен с Патриком, но уверен в том, что верное решение будет найдено, дело лишь в деталях. Не думаю, что это как то повлияет на техническую сторону гонок.

Вопрос: Пол, может быть есть еще какие-то неясности, вроде тех, что только что упомянул Джеф?
Пол Стоддарт: Да, конечно. Возвращаясь к вашему первому вопросу я хочу заметить, что все это очень печально. В прошлом году нас обвиняли в том, что чемпионат получился скучным, а в этом году судьба чемпионата решается в последней гонке. Формула 1 серьезно изменилась за последние 12 месяцев. В прошлом году много говорили об инициативах, которые должны помочь маленьким командам. Самая большая проблема - бюджет и двухчасовые тесты в пятницу действительно нам очень помогли. Теперь регламент меняется и это не идет нам на пользу. Да, основные команды при желании могут работать с тремя машинами, но здесь есть несколько подводных камней, вроде суперлицензии. К примеру Jordan уже не сможет, как сегодня, пригласить на тесты молодого японского гонщика. Двое молодых пилотов, которых я приглашал в этом году тоже не соответствуют новым правилам. Я думаю, что все это уничтожает результаты нашей работы, проделанной в прошлом году. Тогда мы смогли дать шанс молодым гонщикам, подписав "Соглашение в Хитроу" и мне жаль, что этот вариант больше не действует.Питер Заубер: Конечно, мы предпочитаем вариант "Соглашение в Хитроу" и хотели бы к нему присоединиться, но с другой стороны, очень трудно свести воедино все идеи по поводу формата гоночного уик-энда и интересы команд. Это нормально.

Вопрос: Но в этом году чемпионат получился очень интересным, неужели есть необходимость что-то менять?
Питер Заубер: Кое-что мы можем изменить, главная идея - увеличить интерес зрителей на трассе и у телеэкранов.

Вопрос: Тогда другой вопрос. Борьба в этом сезоне получилась очень плотной, в чем вы видите главную причину? Дело в новом регламенте или в естественном прогрессе Формулы 1?
Ове Андерссон: Это сложный вопрос. Новый формат квалификации, разное количество топлива, перемешали стартовое поле и гонки стали интереснее. Новый регламент действительно серьезно повлиял на чемпионат.Патрик Хэд: Я думаю дело в том, что сейчас между собой борются три, а иногда и четыре команды, чего не было раньше. Сейчас мы способны хорошо подготовиться и провести квалификацию с единственным быстрым кругом, а год назад мы бы не смогли это выдержать. Наша резина изнашивалась гораздо быстрее, чем у Ferrari, а сейчас на одном уровне выступают три или четыре команды. Команда Renault конкурентоспособна почти на всех трассах, да и по мощности мотора они уже не так сильно отстают, как в начале сезона, а в прошлом году Ferrari была на голову сильнее всех. С тех пор изменился регламент и мы видим эффект.Джеф Уиллис: В этом году совсем иначе выглядит противостояние шинников, больше нет стабильного преимущества одной компании, все зависит от характеристик трассы и погоды. Кроме того действительно увеличилось число команд, выступающих на одном уровне. Думаю, что дело в этом, а не в том, что квалификация сильно перемешала стартовое поле.Пол Стоддарт: Четыре конкурентоспособные команды борются между собой, но посмотрите на среднюю линию - пять команд ведут борьбу за пятое место в чемпионате и как раз здесь ясно виден эффект от нового регламента. Разумеется важную роль сыграла и резина, чемпионат стал интереснее и здесь много причин.Питер Заубер: Может быть новые правила в плане начисления очков что-то и изменили, особенно для Михаэля. Квалификация? Наверное командам стало интереснее работать со стратегией, но только в начале сезона.

Вопрос: Ове, речь шла об ограничении тестов по ходу сезона до 48 дней. Это 48 машино-дней или календарных дней, в течении которых команда может работать на разных трассах?
Ове Андерссон: Я так понимаю, что мы говорили о 48 календарных днях.

Вопрос: В которые вы сможете работать с тремя машинами на разных трассах?
Ове Андерссон: По крайней мере именно так я понял. Может быть я неверно толкую этот пункт регламента, но кажется речь шла именно об этом.

Вопрос: Эта гонка будет домашней для Toyota, насколько сильное давление вы ощущаете? Чего ждете от гонки?
Ове Андерссон: Мы хотим добиться успеха. Не знаю, можно ли говорить о большем давлении, ведь мы участвуем в гонках и рассчитываем на успех. Хотя конечно, гонку придут посмотреть члены правления компании и это оказывает на нас дополнительную нагрузку. Думаю, что мой коллега - Джеф Уиллис испытывает те же проблемы.

Вопрос: Патрик, у вашей команды есть шансы в Кубке Конструкторов, вы как-то особенно готовились к этой гонке?
Патрик Хэд: Нет. Мы надеемся добиться лучшего результата, чем в Индианаполисе, где мы немного пострадали от беспорядка в боксах. Нужно просто набрать на четыре очка больше, чем Ferrari и я думаю, что лучший способ - занять первое и второе место в гонке. Такова наша цель.

Вопрос: Какие уроки столь опытная команда может извлечь из гонки в Индианаполисе?
Патрик Хэд: Как выяснилось, нам есть чему поучиться (смех).

Вопрос: Что вы имеете ввиду?
Патрик Хэд: Ошибки обоих пилотов очевидны. Ральф ошибся, занимая выгодную позицию, да и Хуан-Пабло сам себе испортил гонку. Команда приняла не самые оптимальные стратегические решения как раз в тот момент, когда преимущество за счет легкого промежуточного состава резины перешло в Bridgestone. Но об этом преимуществе мы знали давно, эту проблему должны решить в Michelin. А вот Кими Райкконен провел великолепную гонку, если бы не дождь, он бы выиграл, а под дождем завоевал второе место.

Вопрос: Джеф, вы испытываете дополнительное давление на домашней гонке для Honda?
Джеф Уиллис: У нас здесь есть масса причин для волнения. Фактически для нас это домашний Гран при, Honda и Сузука имеют давние связи, совсем недалеко расположен большой завод компании. Конечно мы сделаем все возможное, чтобы занять пятое место в чемпионате, это очень важно для команды, а если не получится, то то дело не в этой гонке, а в наших проблемах по ходу сезона.

Вопрос: Что вы думаете об уходе Жака и неожиданном появлении Такумы Сато на домашнем Гран при?
Джеф Уиллис: Я узнал о решении Жака вчера вечером в поезде, после телефонной беседы между Круйгом Поллоком и Дэвидом Ричардсом. А Такума сегодня все сделал верно, не допустил ошибок, хотя его быстрый круг на квалификации не был осторожным. Такума в этом году много работал у нас на тестах, он знаком с техникой, с процедурами, с инженерами и механиками. Он хорошо знает трассу. Сегодня Сато отлично справился, несмотря на прессинг.

Вопрос: Насколько он вырос за этот год?
Джеф Уиллис: Трудно сказать. Он быстр, умен, проницателен и мы с нетерпением будем ждать работы с ним в будущем сезоне.

Вопрос: Пол, пара вопросов к вам. На обшивке Minardi написано "Не оплачено" поверх логотипа одного из ваших спонсоров. Вы можете рассказать об этом?
Пол Стоддарт: Это грустная история. Многие из вас знают, что в начале года у нас были проблема с главным спонсором, из-за которых мы потеряли 40% своего бюджета. А надпись на машине означает лишь то, что не стоит подписывать контракты, если вы не собираетесь по ним платить в срок.

Вопрос: Расскажите нам о потенциальных итальянских инвесторах, они уже были на вашей базе?
Пол Стоддарт: Хороший вопрос! Если вы знаете на него ответ, скажите мне. Большинство команд проводят неудачные сезоны со своими гонщиками, а мы с Jordan - со своими инвесторами. Я никогда не делал тайны из того, что с удовольствием приму предложение действительно заинтересованной стороны, но пока мы проводили время в пустых разговорах, лишь один-два были предложения от серьезных персон, но и они не состоялись по разным причинам. Мой ответ будет прост, никаких переговоров команда сейчас не проводит, мы лишь пытаемся гарантировать себе участие в следующем чемпионате.

Вопрос: Недавно вы сравнивали Minardi и прошлогодние Arrows, купленные на аукционе. Как прошли тесты?
Пол Стоддарт: Мы дважды работали с ними на тестах и добились определенного результата. Мы узнали некоторые подробности прошлогоднего шасси Arrows, но год - это очень большой срок в Формуле 1. Многие думали, что шасси Arrows уничтожит шасси Minardi, но этого не произошло. Похоже наши парни, при очень небольшом бюджете, сделали свою работу лучше.

Вопрос: Питер, какие настроения в команде после успеха в Индианаполисе?
Питер Заубер: Нам очень, очень повезло, особенно с погодой. Резина Bridgestone была очень эффективна в таких условиях, нам и правда очень повезло.

Вопрос: Недавно вы объявили о том, что оба гонщика покидают команду, а до этого говорили, что претензий к гонщикам нет. Почему вы избавились от них?
Питер Заубер: Мы очень довольны гонщиками команды, но я три года пытался подписать контракт с Джанкарло Физикеллой и сейчас добился этого. А Фелипе... год назад он был быстр, но неопытен, особенно в технических вопросах. За год работы в Ferrari он здорово прибавил, проехал солидную дистанцию, многому научился и теперь будет выступать за нашу команду.

Вопрос: После Гран при США в американской прессе много спорили по поводу штрафа с проездом через боксы, который был наложен на Хуана-Пабло, о том, насколько он справедлив и почему вы не защитили его. Я хочу узнать, какова официальная процедура, что вам сообщили стюарды. У вас есть возможность оспорить принятое решение? Рубенс потом сказал, что у него были проблемы с коробкой передач... Здесь многое непонятно, вы можете как-то участвовать в принятии решения перед тем, как объявляют о штрафе?
Патрик Хэд: Нет. Мы увидели на экранах ТВ, что директор гонки Чарли Уайтинг направил инцидент на рассмотрение стюардам и никак не могли повлиять на их решение. Потом мы увидели, что назначен штраф с проездом через боксы и мы должны выполнить эту процедуру в течении трех кругов. Круг в Индианаполисе - это всего 1 минута 12 секунд и я не смог бы даже дойти за это время до директора гонки, особенно с больной ногой. Иной связи с Чарли у меня нет. А инцидент... Рубенс потом сказал, что оставил достаточно места Хуану-Пабло. Маневр был достаточно агрессивным, в этом нет никаких сомнений, да и закончился он вылетом Рубенса с трассы. Дело даже не в штрафе, там были и другие обстоятельства, разрушившие гонку Монтойи, но конечно, если бы не было штрафа, то он был бы одним из претендентов на титул в этой гонке, получается стюарды лишили его шансов.Конечно я думаю, что наказание было излишне суровым и все еще с изумлением вспоминаю инцидент между Михаэлем и Алонсо в Сильверстоуне, где Шумахер резко сменил траекторию и буквально выкинул Алонсо с трассы на скорости в 200 миль в час. Я поражен тем, что этот инцидент остался безнаказанным, а Ральфа в Хоккенхайме оштрафовали. В этом году мы увидели весьма разнообразные реакции стюардов на гоночные происшествия.

Вопрос: Вам не кажется странным тот факт, что оба инцидента с участием Хуана-Пабло и Ferrari в этом году закончились наказанием только вашего гонщика? Мне всегда казалось, что для инцидента необходимо как минимум две машины...
Патрик Хэд: Все мы параноики. Нам говорят, что иначе не бывает в этом бизнесе, но спор на эту тему не имеет смысла, потому что мы все равно не в силах что-либо изменить. Некоторые события с участием Ferrari и FIA меня удивляли и в прошлом, а те из них, о которых я посвящен в детали просто поражают. Я очень уважаю, действительно уважаю Чарли Уайтинга, но он не всегда сам себе хозяин. Иногда он вынужден выбирать весьма извилистую дорожку, но я не хочу навлекать на себя неприятности, обсуждая это.

Вопрос: Питер, говорят Фелипе Масса фактически подписал контракт с вами на следующий сезон, но официального объявления еще нет...
Питер Заубер: Да, еще нет.

Вопрос: Но он точно переходит в вашу команду?
Питер Заубер: : Да.

Вопрос: Вчера Хайнц-Харальд Френтцен упомянул нового автопроизводителя, в связи с вами. Вы можете это комментировать?
Питер Заубер: Я слышал об этом, но кого он имел ввиду? Фольксваген? Я не знаю, что он имел ввиду.

Вопрос: Патрик и Джеф, за эти годы мы слышали историю о том, что с Жаком Вильневом трудно работать, что он трудно адаптируется к команде и не знаю, правда это или нет. В Индианаполисе Жак сказал: "Спросите парней, с которыми я работаю и они ответят вам, что я выкладываюсь на 100%". Вы можете это комментировать?
Патрик Хэд: Давайте я начну. Мы работали с Жаком довольно давно, он ушел в конце 1998-го. Я думаю его лучшим сезоном был 1996-й, Жак тогда очень смело экспериментировал с настройками. Давайте вспомним, что он чуть не выиграл титул в дебютном сезоне и если бы не утечка масла, он бы поднялся на верхнюю ступень подиума уже в первой гонке. У меня нет никаких сомнений в том, что он великий гонщик.В 1997-м у него была машина лучше, чем у Михаэля, но он сам немного осложнил себе жизнь. Тогда я сказал ему: "Я думаю, что вы выбрали слишком жесткие настройки", а он посмотрел на Джока и ответил: "Завтра я хочу еще более жесткие настройки". Таков Жак, наверное с возрастом он стал гибче, а тогда ему пришлось здорово потрудиться, чтобы выиграть чемпионат. Он очень талантлив, очень быстр и я не понимаю, почему он столкнулся с такими проблемами в BAR. Наверное пора уступить слово Джефу.Джеф Уиллис: Да, у Жака очень сильный характер и мне нравилось работать с ним те два года, что мы сотрудничаем. Не так много изменилось с 1996 и 1997-го, Жак всегда был себе на уме, жил своей жизнью и поэтому производил впечатление человека закрытого. Но в команде, в небольшой группе людей он был очень открыт. Он отлично разбирается в технике, проводит много времени анализируя работу машины, особенно после гонки. Но Жак всегда идет своей дорогой при настройке машины и реализации ее возможностей на трассе. За эти годы он стал очень зрелым гонщиком и конечно научился справляться с мокрой трассой, со проблемными ситуациями. Не знаю, почему ему пришлось так много бороться в этом году, но и команда не очень помогла ему с машиной. Она часто ломалась, мы неоднократно его подводили, но Жак всегда работал на максимум. Думаю сейчас он в гораздо лучшей форме, чем в те времена, когда он выиграл чемпионат.

Вопрос: В Индианаполисе у Williams снова возникли проблемы с заправочной машиной. Думаю подобные проблемы были у всех вас. Проблема в том, что когда мы обсуждаем этот вопрос с командами, то они говорят, что во всем виноваты дефекты заправочной машины, предоставляемой FIA. Чарли Уайтинг считает, что дело в ошибках заправщиков. Вы удовлетворены работой заправочных машин и если нет, то что необходимо улучшить?
Патрик Хэд: Я думаю, что верный ответ лежит где-то посередине. Были проблемы и с заправочной машиной и они были решены. Я знаю, что были проблемы с программным обеспечением, но в Индианаполисе мы сами виноваты, так что Чарли наполовину прав. А наполовину не прав.

Вопрос: Вы можете сделать прогноз на развитие событий в чемпионате?
Ове Андерссон: Я думаю, что все уже ясно, надеюсь Williams выиграет Кубок Конструкторов.

Вопрос: То есть Михаэль Шумахер и Williams?
Ове Андерссон: Да, именно так.Патрик Хэд: Я думаю, что титул достанется Михаэлю Шумахеру, хотя Кими Райкконен великолепно провел сезон. А Кубок Конструкторов достанется Williams.Джеф Уиллис: Сложный вопрос. Я предпочел бы, чтобы в чемпионате победил Хуан-Пабло. Это очень открытый и конкурентоспособный гонщик.

Вопрос: Но кто же выиграет чемпионат?
Джеф Уиллис: Наверное титул достанется Михаэлю, а Кубок Конструкторов - Williams.Пол Стоддарт: Михаэль выиграет чемпионат, мне хотелось бы, чтобы Кубок Конструкторов достался Williams, но думаю, что победа достанется Ferrari.Питер Заубер: Михаэль выиграет чемпионат пилотов, а в Кубке Конструкторов вопрос открыт.

Читайте ещё