Ник Фрай (BAR), Кристиан Хорнер (Red Bull), Колин Коллес (Jordan),
Пьер Дюпаскье (Michelin), Хироши Ясукава (Bridgestone)
Вопрос: Насколько я понимаю, все вы подписали бумагу в поддержку Minardi, но стюарды решили иначе. Что вы думаете об этой ситуации?
Кристиан Хорнер: Я восхищен решением стюардов. FIA следит за соблюдением регламента, и я не понимаю, почему команды обсуждают, можно ли нарушить регламент или нет. Правила одни для всех.
Ник Фрай: Хорошо, что команды договорились поддержать Пола, но стюарды еще раз доказали свою независимость, приняв храброе решение.
Колин Коллес: Я согласен. Сегодня мы не поставили свою подпись, хотя ничего не имеем против Minardi. Я знаю, что в ноябре-декабре прошлого года ситуация в Jordan была еще тяжелее, но все же мы смогли подготовить машины, соответствующие регламенту. Наверное, это могли сделать и в Minardi.
Вопрос: Колин, вы и Кристиан совершили настоящий прорыв, перейдя из собственной команды Формулы 3 в Формулу 1. Что вы чувствуете? Как собираетесь работать?
Колин Коллес: Пока никаких проблем я не вижу, все идет хорошо.
Вопрос: Но команда изменится?
Колин Коллес: У Jordan появилась мотивация, и это я считаю самой большой переменой. В декабре ситуация в команде была гораздо хуже. Никаких серьезных перемен среди персонала мы не планируем.
Вопрос: Но вы потеряли Марка Смита и теперь ищете нового технического директора?
Колин Коллес: У нас неплохой выбор.
Вопрос: Как вы оцениваете работу своих пилотов в пятницу?
Колин Коллес: Этот сезон можно считать переходным, мы смотрим в будущее, но уже сейчас должны прибавить. Результатом я недоволен, хотя пилоты постоянно улучшали время и поработали неплохо.
Вопрос: Ник, вы не так опытны, как ваш предшественник на посту руководителя BAR. В вашей жизни многое изменилось?
Ник Фрай: Я не так опытен, но отлично знаю команду и работал бок о бок с Ричардсом последние четыре года, три из них в должности исполнительного директора. После того, как Honda купила 45% акций команды многие барьеры пали, мы привлекаем их ресурсы, и вообще стало полегче.
Вопрос: Прошлый сезон BAR закончила на втором месте...
Ник Фрай: За три года мы здорово прибавили, поднялись с восьмого места на второе, но здорово отстаем от Ferrari и пока не смогли выиграть гонку. Именно о победах мы мечтаем в этом сезоне, пусть даже придется пожертвовать местом в Кубке Конструкторов. У нас отличная команда, два быстрых пилота и великолепная атмосфера. Мы будем бороться за победу.
Вопрос: Вы с Кристианом собираетесь использовать маркетинговые инструменты для повышения интереса к чемпионату...
Ник Фрай: Надо признать, что мы конкурируем друг с другом, равно как и с другими видами спорта. Формула 1 очень популярна, но всегда можно добиться большего, и мы хотим показать болельщикам отличное шоу. Нам помогают специалисты по маркетингу Red Bull, у них есть чему поучиться.
Вопрос: Именно в этом ваша стратегия?
Кристиан Хорнер: Сделать жизнь веселее? Да, у Red Bull достаточно ясные цели - мы хотим обратить на себя внимание тех, кто пришел на трибуны, тех, ради кого все это и происходит. Red Bull - компания, управляемая маркетологами, и у нас интересные планы на этот сезон.
Вопрос: А у вас лично? Вы сделали большой шаг вперед после Формулы 3000...
Кристиан Хорнер: Философия остается прежней! В конце концов это коллективный спорт, вы должны создать мотивированную команду, поставить перед ней определенную цель и разделить радость в случае успеха. Важно то, как вы реагируете на проблемы, как справляетесь с трудностями, и я буду использовать методы, знакомые по работе в Arden.
Вопрос: Вы удивлены сегодняшним результатом?
Кристиан Хорнер: Начало хорошее, в прошлом году я привык к тому, что Витантонио занимает верхнюю строчку протокола, но сегодня рядом с ним гонялись очень именитые гонщики. Наши пилоты работали по разным программам, мы довольны результатами, команда в хорошей форме.
Вопрос: Хироши-сан, вы проехали на тестах меньшую дистанцию, чем ваши конкуренты. Это проблема?
Хироши Ясукава: Не думаю. Они могут проехать большую дистанцию, мы - меньшую, но наши инженеры работают очень эффективно, и эти тесты прошли с пользой. Я уверен, в этом году мы добьемся больших успехов.
Вопрос: Вы хотели бы привлечь на свою сторону еще одну команду, вроде Sauber?
Хироши Ясукава: Естественно меня немного беспокоит этот перевес, и еще одна команда не помешает, но в Bridgestone уважают контрактные обязательства.
Вопрос: В прошлом году команды приехали в Мельбурн после тестов в Имоле, где было заметно превосходство Ferrari. В этом году у вас были подобные ориентиры?
Хироши Ясукава: Нет, наши инженеры делают хорошую резину, но сейчас очень важен ее ресурс, и нам пришлось менять философию. Год назад каждый комплект проезжал не более ста километров, а сейчас резина должна выдерживать дистанцию квалификации и гонки. Это хороший, интересный вызов для нас.
Вопрос: Пьер, у вас другая проблема - слишком большое число клиентов. Это усложняет работу?
Пьер Дюпаскье: Это приятная проблема. Мы собираем массу информации на тестах, оцениваем эффективность резины на примере нескольких команд и понимаем ситуацию более объективно, чем в случае работы на одну сильную команду.
Вопрос: Но и у Ferrari пока нет особых проблем?
Пьер Дюпаскье: У нас своя точка зрения на этот вопрос. Вспомните, два года назад Ferrari попросила Bridgestone сделать более узкую резину, но потом отменила задание, убедившись в его неэффективности.
Вопрос: Насколько серьезные задачи перед производителями резины поставил новый регламент?
Пьер Дюпаскье: Об этом мы узнаем в воскресенье. После тестов на холодных европейских трассах мы моделировали гонку в Сепанге и Мельбурне, но убедиться в правильности расчетов сможем лишь в воскресенье.
Вопрос: В Сепанге будет сложнее всего?
Пьер Дюпаскье: Это требовательная трасса, там жарко и износ резины очень серьезный, но мы умеем делать покрышки для дорожных машин с ресурсом в 300 тысяч миль, справимся и с этим.
Вопросы с мест
Вопрос: Колин, расскажите нам о новом владельце команды. Алекс Шнайдер вовлечен в ежедневную работу и принятие глобальных решений?
Колин Коллес: В ежедневной работе команды он не участвует, как раз для этого нас пригласили, но мы докладываем ему о том, как идут дела. У нас хорошие отношения, мы вместе обсуждаем вопросы и вместе их решаем. Он принимает глобальные решения и мы ежедневно связываемся.
Вопрос: Ник и Кристиан сказали, что хотели бы привлечь внимание зрителей на трибунах, но новый регламент заставил команды экономить ресурсы машины, и в пятницу они проехали очень небольшую дистанцию - 10, 12, 15 кругов. В субботу зрители тоже не увидят борьбу за поул, какой реакции вы от них ждете?
Ник Фрай: Если мы думаем о будущем, то это нужно менять. Действующий регламент путает зрителей, поэтому вместе с другими командами мы обсуждаем перспективы чемпионата после окончания действия Договора Согласия. Нам нужно думать о конкуренции с другими видами спорта, все мы хотим добиться успеха, и конечно Honda пришла в Формулу 1 надолго. Рассчитывая на долгосрочный период, мы бы хотели поднять популярность чемпионата, поскольку это поможет добиться цели. Вероятно, пока мы не нашли оптимального решения.
Кристиан Хорнер: Я согласен с последним заявлением, но давайте посмотрим, как будет складываться ситуация, как пройдет эта и следующая гонка с единственным комплектом резины на Гран При, кто будет на финише. Не нужно торопиться с выводами, пока мы не увидели все своими глазами.
Колин Коллес: Наверное, было бы здорово придать Гран При большую привлекательность, в Red Bull знают о чем говорят - они построены на маркетинге. Все мы хотим сделать гонки популярнее, увидеть больше зрителей на трибунах и у экранов телевизора. Мы должны добиться максимума, потому что говорим о будущем этого спорта.
Вопрос: Какой вариант вам кажется оптимальным?
Ник Фрай: Я не готов ответить на этот вопрос. Последствия принятия некоторых решений не были проанализированы должным образом. Формула 1 - это серьезный спорт, в котором много рабочих мест, крутятся огромные средства, и при принятии важных решений нужно исповедовать более аналитический подход. Нужен естественный прогресс, нужно развивать ситуацию, а не экспериментировать, когда в результате экономии средств затраты только увеличиваются.
Вопрос: Колин, вы говорили, что приняли верное решение по поводу своего технического отдела. Не могли бы рассказать об этом подробнее? Кто его возглавляет, как организована работа?
Колин Коллес: В свое время мы сделаем заявление, потому что нам не совсем ясна ситуация с Марком Смитом. Ходят слухи, что он подписал контракт с другой командой, но у Смита действующий контракт с Jordan.
Вопрос: После разговоров с персоналом BAR у меня сложилось впечатление, что переход власти к Honda произошел быстрее, чем многие рассчитывали. Когда мы увидим в гонках заводскую команду Honda, и может ли ускорить ее появление антитабачное законодательство, вступающее в силу с 31 июля этого года?
Ник Фрай: Как много вопросов... Вы немного удивили меня, сказав о неожиданном переходе власти к Honda, на самом деле перемен не так много. Господин Танака, работавший раньше на фабрике по производству моторов в Брэкнелле, в Великобритании, теперь занимает кабинет по соседству со мной, вместе с ним пришли еще несколько специалистов. В результате мы сильно ускорили принятие решений, и эти перемены я оцениваю очень положительно.
Сейчас у нас нет планов по смене названия команды. British American Tobacco преданно поддерживает наш спорт, и после 31 июля ничего не изменится. Правительство Великобритании не комментировало область действия этого закона. Мы просили о разъяснениях, но их не было, и мы не будем ничего менять. В BAR все очень удачно складывается, у нас два сильных партнера, владеющих 55% и 45% акций, так что будущее команды выглядит безопасным, а цель простой - мы хотим выиграть чемпионат!
Вопрос: Кристиан, доктор Коллес сказал нам, что подписал разрешение для Minardi. А вы его подписали или там все еще стоит автограф Тони Парнелла?
Кристиан Хорнер: Очевидно, меня не было на прошлогоднем обсуждении этого вопроса в Шанхае, где представители Jaguar Racing подписали прошение Minardi. Я не могу комментировать то, что не видел, но новый регламент получили все команды, и FIA обязана следить за его соблюдением
Вопрос: Вы не могли бы разъяснить вопрос с Марком Смитом, кажется, на прошлой неделе ваша команда объявила о том, что он стал представителем технического директора?
Кристиан Хорнер: Насколько я знаю, он действительно перешел в Red Bull, комментарии Колина стали для меня неожиданностью.
Вопрос: Колин, не могли бы вы разъяснить свою позицию?
Колин Коллес: Конечно, но не хотелось бы делать этого перед журналистами. У Смита действующий контракт с Jordan. Я не могу контролировать тех, кто подписывает сразу два, три, четыре контракта. Каждый должен решать сам - профессионал он или нет, какие заявления стоит делать, а какие - нет. Это чисто контрактный вопрос.
Вопрос: Кристиан, вы очевидно знаете, что после 31 июля в странах, где действует запрет на рекламу табака, машины придется перекрашивать. Насколько я знаю энергетический напиток Red Bull запрещен в ряде стран, одна из которых принимает у себя Гран При. Как вы поступите?
Кристиан Хорнер: Не думаю, что в этой стране есть ограничения на рекламу. Машины с эмблемой Red Bull неоднократно выступали в Маньи-Кур, я не думаю, что в этом сезоне что-то изменится.
Вопрос: Пьер, каков сейчас статус Паскаля Васселона? Говорят, что некоторые команды заинтересовались его услугами?
Пьер Дюпаскье: Знаете, в большой компании, вроде Michelin, перестановки неизбежны. Люди приходят и уходят, каждую неделю я вижу факс о том, что кто-то назначен на новую должность. Я не знаю, чем займется Паскаль, он должен занять пост в США и готовится к этому. Я знаю, что он любит Формулу 1, ему и принимать решение.
Вопрос: Вас устраивает регламент в плане рекламы вашей продукции?
Хироши Ясукава: Мы не принадлежим в числу тех, кто принимает решения. Мы рады выступать в Формуле 1 и не обсуждаем регламент.
Пьер Дюпаскье: Я не понял вопрос, как реклама связана с регламентом?
Вопрос: Теперь во время гонки машинам не будут менять резину?
Пьер Дюпаскье: Наша работа - делать хорошую резину, а не думать о том, что произойдет в боксах. Если организаторы просят увеличить ресурс шин до одного или двух Гран При, мы сделаем то, что в наших силах или покинем чемпионат, если он перестанет нас устраивать.
Вопрос: Вы довольны тем, что новый регламент уменьшает опасность внезапных дефляций резины? Новая резина действительно более долговечна, чем прошлогодняя?
Пьер Дюпаскье: Время покажет, но вы сами ответили на свой вопрос. Регламент развивается в правильном направлении.
Хироши Ясукава: Независимо от того, нравится нам регламент или нет, мы должны его выполнять и соблюдать требования к безопасности гонок, это очень важно. Сейчас мы производим резину с большим ресурсом и очень заботимся о безопасности.
Пьер Дюпаскье: Сегодня безопасность Гран При действительно зависит и от резины, представляя новый состав, мы должны быть уверены в том, что он имеет двух- или трехкратный запас, а не взорвется сразу после финиша. Любой инцидент, вроде прошлогодней гонки в Спа, тщательно разбирается. Тут и вопроса быть не может, мы не собираемся делать резину, которая проедет ровно дистанцию Гран При. Это недопустимо.
Вопрос: На этой неделе Флавио Бриаторе предложил разумный способ проведения Гран При: в пятницу тесты, в субботу квалификация, в воскресенье - гонка. Что вы об этом думаете?
Колин Коллес: Он прав.
Ник Фрай: Мне кажется, что нам нужно сместить акцент с тестов на гонки. Мы часто слышим жалобы на то, что этапов слишком много, но возьмите NASCAR - там 38 этапов за сезон. Мы должны быть на виду у болельщиков и своих партнеров.
Кристиан Хорнер: Абсолютно рациональное предложение. Наша задача - доставить удовольствие зрителям, и такой регламент кажется мне очень разумным.
Вопрос: Тогда почему так сложно воплотить его в жизнь?
Ник Фрай: Здесь вы видите представителей трех команд, а нужно получить согласие десяти. У Флавио много хороших идей, он знает толк в маркетинге, а оптимальный вариант мы должны определить, исходя из интересов всех команд.
Вопрос: После пятничной практики какой вам видится гонка?
Кристиан Хорнер: Ее выиграет не Витантонио Лиуцци.
Колин Коллес: И не Роберт Дорнбос.
Ник Фрай: Мы будем разочарованы, если не поднимемся на подиум. Мы знали, что машины McLaren будут очень конкурентоспособны, и я удивлюсь, не увидев их в первых рядах.
Кристиан Хорнер: Ник прав. McLaren очень сильны, да и Ferrari рядом. Зимой очень здорово смотрелись машины Renault, интересно посмотреть, как все сложится.