Флавио Бриаторе (Renault), Рон Деннис (McLaren),
Пол Стоддарт (Minardi), Марио Тайссен (BMW)
Вопрос: Сегодня FIA сняла обвинение с команд за произошедшее в Индианаполисе, как вы к этому относитесь?
Флавио Бриаторе: Это правильно. Команды тогда проделали огромную работу и сейчас в федерации поняли, что в произошедшем нет никакой вины Michelin и команд. Я хочу поблагодарить Рона Денниса, он вел переговоры с Максом Мосли, представляя интересы команд и с нас сняли обвинение, сейчас все понимают, что мы не стартовали в Индианаполисе только потому, что это было опасно для гонщиков.
Марио Тайссен: Восторжествовала справедливость, в Индианаполисе команды действительно не могли ничего изменить.
Рон Деннис: Я впервые выполнил роль посла, но результатом доволен. Никто из нас не выиграл в Индианаполисе, эта гонка многое могла разрушить и тот факт, что с команд теперь сняты обвинения, очень важен для Формулы 1. Я рад, что Сенат и Спортивный Совет FIA приняли это решение.
Пол Стоддарт: Формула 1 - это прежде всего спорт и произошедшее сегодня очень важно для чемпионата. Важно то, что это произошло именно сейчас, а не в сентябре, будем надеяться, что инцидент исчерпан.
Вопрос: В этот уик-энд мы ждали заявления от автопроизводителей с альтернативным вариантом регламента на сезон 2008 года...
Флавио Бриаторе: Мы должны вместе определять будущее Формулы 1 и наша рабочая группа действительно готовит предложения. Все мы должны двигаться в одном направлении и автопроизводители работают над тем же вопросом, над гарантией стабильности Формулы 1. Мы деловые люди, бизнесмены, вложившие много средств в этот бизнес, у нас много рабочих мест и нам приходится иметь дело с текущей экономической ситуацией. Я верю, что автопроизводители и команды сделают все возможное, чтобы добиться поставленной цели.
Марио Тайссен: Я думаю, что будущее Формулы 1 определиться в союзе автопроизводителей с частными командами и эффект от этого сотрудничества пока превосходит мои ожидания. Не знаю, обнародуем ли мы свои предложения до конца недели, но уверен - они будут восприняты очень положительно.
Рон Деннис: На самом деле у всех нас одна цель - сделать Формулу 1 лучше. Сложнее всего будет найти компромисс между коммерческими и спортивными интересами, в остальном команды солидарны. Нужно добиться согласия по тем вопросам, в оценке которых мы расходимся, это лишь 25% от общего числа тем и я уверен - мы договоримся и сезон 2008 года будет лучшим, чем те сезоны, которые прошли под диктовку действующего договора.
Пол Стоддарт: 25 января мы уведомили FIA о том, что девять команд чемпионата собираются выработать свой взгляд на будущее чемпионата. 16 февраля к нам присоединились пять автопроизводителей и с тех пор рабочая группа из девяти команд и пяти компаний потратила невероятное количество сил на те предложения, которые действительно могут гарантировать командам и болельщикам безопасное будущее чемпионата. В ближайшее время мы представим их FIA и FOM, я думаю, что это станет началом объединения в Формуле 1, я очень на это надеюсь.
Вопрос: Пол, в вашей команде появился новый гонщик. Что вы думаете об этом и насколько состав команды будет стабильным в оставшихся гонках сезона?
Пол Стоддарт: Впервые за новейшую историю Формулы 1 за одну команду будут выступать сразу два голландских пилота и сегодня утром я был очень доволен результатами Роберта. Он никогда не выезжал на трассу за рулем нашей действующей машины, в прошлом году Дорнбос был приглашен на тесты, но это лишь эпизод, а сейчас ему нужно выходить на старт Гран При. У Кристиана утром были проблемы, он потерял время на второй сессии, но повторюсь - я доволен.
Вопрос: Вы рассчитываете на борьбу между двумя голландцами?
Пол Стоддарт: Это было бы здорово! Голландские журналисты постоянно задают этот вопрос, я думаю гонщики выложатся на 110% на каждом Гран При, именно этого мы и хотим.
Вопрос: Рон, оба ваших гонщика сейчас очень быстры, вы наверняка этому рады, но что вы думаете о ситуации в чемпионате?
Рон Деннис: Мы фокусируемся на успехах каждого из них в каждой гонке и сейчас не думаем о чемпионате, главное - добиться победы в конкретном Гран При. У нас есть математический шанс выиграть чемпионат, но для этого нужно выигрывать у Renault в каждой гонке. Не будем заниматься математикой, не будем предполагать, а лучше постараемся выиграть. Сезон закончится так, как он закончится, а мы - команда Гран При, мы существуем ради побед и именно таков наш подход к каждой гонке.
Вопрос: В идеале вы бы хотели увидеть дубль?
Рон Деннис: Конечно, об этом мечтают и в других командах, но наша машина конкурентоспособна, резина очень хороша, так что вероятность дубля не так уж мала. Главный вопрос - надежность, чтобы выиграть чемпионат, нам нужно рисковать, добиваясь от машины максимума, а в Renault могут быть гораздо консервативнее, ведь у Фернандо Алонсо достаточно серьезное преимущество. Никаких иллюзий у нас нет - победы очень нужны, но нам придется выкладываться на 100%, а они могут позволить себе меньший риск, соответственно увеличив надежность. Было бы здорово заставить их рисковать и дело тут не столько в Renault, сколько в Формуле 1. Мы делаем все возможное.
Вопрос: Флавио, что вы можете на это ответить?
Флавио Бриаторе: Рон прав, сейчас мы действительно работаем под меньшим прессингом, чем они, но мы лидируем в чемпионате и гордимся своими достижениями. Мы уважаем McLaren, это действительно серьезный соперник, но каждая гонка уникальна, а считать очки лучше всего осенью. У нас есть небольшое преимущество, можно финишировать и на втором месте, да и третье место не станет проблемой, но команда работает на победу и я считаю, что это хорошо для Формулы 1. Мы стали свидетелями одного из самых интересных чемпионатов за последние несколько лет, а Райкконен и Алонсо - это новое, молодое лицо Формулы 1. Наша команда не против работы под прессингом, мы постараемся разработать более эффективную стратегию гонки, лучше стартовать, подобраться к пределу возможностей машины. Это фантастический сезон для Renault и McLaren, это фантастический сезон для Формулы 1 - мы снова видим полные трибуны и, исключая пару стран, высокий рейтинг телетрансляций. Я не понимаю, почему кто-то считает, что рейтинг Формулы 1 упал и сейчас больше смотрят MotoGP, подобное происходит только в Италии и только из-за Валентино Росси. Уберите Росси и потеряете 20% рейтинга в Италии. Формула 1 - это здорово и телевизионщики это знают.
Вопрос: Марио, по какой программе вы сейчас работаете с Sauber?
Марио Тайссен: Разумеется наши задачи в этом сезоне отличаются от того, чем мы займемся в будущем, сейчас мы полностью сосредоточены на сотрудничестве с Williams и надеемся провести несколько результативных гонок до конца сезона. К сожалению мы с нашими партнерами не в той форме на которую рассчитывали, но я надеюсь, что мы сможем прибавить и шестилетнее сотрудничество закончится на высокой ноте. А с Sauber мы сейчас работаем в двух областях - формируем новую команду и конструируем новую машину.
Вопрос: И ваша роль в Sauber будет постоянно увеличиваться?
Марио Тайссен: Да, сейчас мы увеличиваем средства обслуживания и набираем персонал, разумеется это требует серьезных финансовых вложений.
Вопрос: Когда вы рассчитываете увидеть эффект?
Марио Тайссен: После того, как мы полностью определимся с программой. Если говорить о подборе персонала и и формировании команды, то на это уйдет больше года.
Вопрос: Марио, видимо в Williams не будут продлять контракт с BMW на поставку моторов, вы не хотели бы в следующем году использовать V10, конфиденциально работая над восьмицилиндровым мотором?
Марио Тайссен: Не уверен, что правильно понял ваш вопрос, но по поводу моторов у FIA очень четкая позиция - десятицилиндровые моторы могут использовать команды-аутсайдеры, которые не могут позволить себе V8. Согласно регламенту V8 в любом случае будет более конкурентоспособен и мы серьезно работаем над тем, чтобы к началу следующего сезона такой мотор был готов. Мы не вернемся к V10.
Вопрос: Какова цель создания вами альтернативной версии регламента на сезон 2008 года? Вы хотите показать, что движетесь в одном направлении с FIA или пытаетесь заставить их прислушаться к вашим интересам?
Рон Деннис: Прежде всего я хочу, чтобы вы поняли - мы не выступаем против кого-то. Мы чувствуем, что участвуем в экономическом процессе, испытываем на себе финансовые последствия поправок к регламенту и должны быть частью этого процесса. Знаете, одно дело говорить: "Мы допустили ошибку и она стоила нам денег", и совсем другое: "Кто-то допустил ошибку и она стоила нам денег". У команд огромный опыт выступления в Формуле 1, отличные знания, в том числе и в технических вопросах. Это хорошая отправная точка для предложений, которые мы отправим руководящему органу, к FIA. На этой пресс-конференции я уже говорил, сложнее всего нам будет договориться по коммерческим вопросам и сейчас наша основная задача - предложить командам регламент, который получит единодушное одобрение, именно единодушное. Мы никого не хотим исключать из этого процесса.
Марио Тайссен: Я могу лишь подтвердить слова Рона. Нам нужна долгосрочная программа и устойчивый регламент, чтобы ситуация не была такой, как в чемпионате по туризму. Разница как раз в регламенте, в Формуле 1 каждая команда строит собственную машину, а в туризме под требования регламента подгоняют существующую машину. В последние годы мы стали свидетелями нескольких неудачных поправок к регламенту и эти ошибки нужно исправить. Дабы не повторить их нужно использовать опыт команд и написать действительно хороший регламент, который не нужно будет все время менять.
Флавио Бриаторе: По основным пунктам я согласен с Роном и Марио, нам нужны все команды, в том числе и Ferrari. Эта команда очень важна для нашего бизнеса, как и любая другая. Мы хотим вместе выступать, мы хотим большей зрелищности, мы хотим меньше тратить и больше получать. Это действительно общая цель, поэтому так важно добиться согласия всех команд, включая Ferrari.
Пол Стоддарт: Все уже было сказано. Мы хотим стабильности в техническом и спортивном регламенте, мы хотим согласия. Мы написали очень разумный вариант регламента и собираемся обсудить его с Ferrari, FIA и FOM. Формуле 1 пора выходить из кризиса, ей пора наладить контакт с болельщиками, ведь за ходом чемпионата, за его спонсорами, автопроизводителями и участниками следят сотни миллионов человек. Спорт должен победить и я надеюсь, что это случится.
Вопрос: Рон, в этом году многие спорные вопросы решаются в атмосфере прозрачности, но решение FIA по поводу ситуации с Michelin в Индианаполисе все же окутана тайной. Появится ли эта информация в открытом доступе?
Рон Деннис: Если в FIA решат опубликовать эту информацию, она будет доступна, но решение принимают не команды. Почему? Потому что именно FIA руководить нашим спортом. Мы выдвинули несколько достаточно веских аргументов, которые заставили FIA изменить точку зрения. Я представлял команды, Red Bull был сам по себе, но мы выступали на заседании Сената, который не уполномочен принимать такие решения, потому что первоначально нас обвинял Спортивный Совет. В этих аргументах нет ничего необычного, но все же решение об их публикации должны принять в FIA.
Вопрос: Это были новые факты?
Рон Деннис: Да, конечно. Это была переоценка событий, причем мы сфокусировались на конкретных проблемах. На заседании Совета команды защищали свои позиции в целом, а мы обсуждали один специфический аспект ситуации. Больше я не хочу об этом говорить, инцидент исчерпан.
Вопрос: Флавио, в следующее воскресенье вступает с силу закон, запрещающий рекламу табачных изделий и команда McLaren уже объявила о грядущей смене раскраски машин. Как поступят в Renault?
Флавио Бриаторе: Я не вижу здесь никаких проблем. Компания Japan Tobacco сотрудничает с нами уже 13 или 14 лет, табачная реклама останется в Формуле 1 и я этим очень доволен. Болельщиков не интересует раскраска машины, они смотрят гонку и честно говоря я никогда не читал в офисе команды каких-либо жалоб на цвета нашей машины. Табачные компании сделали очень многое для Формулы 1, они долго финансировали чемпионат и я не вижу никаких проблем.
Вопрос: Вы будете рекламировать табак или нет?
Флавио Бриаторе: Мы рекламируем табак.
Вопрос: В воскресенье, в Венгрии?
Флавио Бриаторе: Независимо от того, что мы решим, все будет зависеть от договора между владельцем коммерческих прав чемпионата и правительством страны, принимающей гонку. До Гран При Венгрии еще есть время и ситуация может измениться.
Вопрос: Британское правительство как-то комментировало вопрос экстерриториальности рекламы?
Флавио Бриаторе: Я не знаю. Многие команды базируются в Англии, мы создали массу рабочих мест... я на самом деле не знаю, как будет решен этот вопрос в Великобритании, поскольку Формулу 1 там окружает очень здоровый климат. Мы платим налоги, на нас работают многие люди и табачная реклама много лет сопровождала Формулу 1, никак не влияя на то, курите вы или нет. Когда-то я курил по 50 сигарет в день, потом бросил. В мире очень много проблем и табак - не самая большая из них. Давайте просто подождем. Сейчас мы выступаем с привычными логотипами, если придется их снять, мы ее снимем. Давайте дождемся письма от правительства.
Вопрос: Вы ждете письма?
Флавио Бриаторе: Я не знаю. Все мы чего-то ждем. На этой трассе реклама разрешена, давайте посмотрим, что произойдет в ближайшие несколько дней.
Вопрос: Вы говорили о единодушном согласии, но две команды из вашей девятки уже подписали новый Договор Согласия. Вы можете это прокомментировать?
Рон Деннис: Мы обсуждаем несколько серьезных проблем, а документ подписанный этими командами касается лишь коммерческих вопросов в период с 2008 до 2012 год. Он не имеет отношения к регламенту, по которому мы будем гоняться. Они решили определиться с экономикой раньше нас, но я хочу еще раз подчеркнуть, это никак не исключает их из числа тех, с кем мы бы хотели обсудить будущий спортивный и технический регламент, это касается и Ferrari.