Эта история, казалось, словно списана с голливудского сценария. Построив первый автомобиль в гараже на задворках родительского дома, талантливый инженер быстро добивается успеха, его дело растет, расширяется, и вот уже юный пилот получает лавровый венок за победу в чемпионате Ф1, а команде достается Кубок Конструкторов. Колин Чепмен был самым настоящим гением. Его идеи не раз и не два меняли саму суть гоночных автомобилей. Вот только хэппи-энда, увы, не получилось. Сам Чепмен в расцвете сил стал жертвой сердечного приступа, а его команда, опускаясь после этого все ниже и ниже, претерпела унизительное слияние с записным аутсайдером Pacific Racing, но и этот альянс продержался в Гран При лишь один сезон.
А ведь как здорово все начиналось! Организованная в 1952 году компания уже в самом скором времени стала одним из законодателей британской гоночной моды. И хотя до поры опередить главных соперников из Cooper было непросто, уже в 1956 году Колин Чепмен лично привел Lotus 11 к победе в гонке Ф2 в Брэндс-Хэтч.
Дебют в Формуле 1 состоялся всего двумя годами позже, но заднемоторный Lotus 12, оснащенный 2,2-литровым двигателем Coventry-Climax, даже в руках такого мастера, как Грэм Хилл, был не в состоянии угнаться за машинами соперников. Впрочем, было ясно, что успехи в Гран При – лишь дело времени. Ведь к тому моменту компания переехала в новое просторное помещение, дорожные модели появлялись одна за одной и имели огромный успех, в «младших» формулах Lotus стал одним из главных поставщиков шасси.
Уже в сезоне-60 на трассы вышел новый Lotus 18 с задним расположением 2,5-литрового мотора. На улочках Монако юный Стирлинг Мосс принес марке первую победу (выступал он при этом за частную команду Роба Уокера). Окончательно в лидеры Больших Призов Lotus вышел с приходом Джима Кларка. Первые титулы в обоих зачетах были завоеваны в 1963-м, потом их будет еще 11 – пять в личном зачете и шесть – в командном.
Колин Чепмен стал первым, кто догадался использовать коммерческую рекламу на бортах машин в качестве источника доходов. Но главное – он всегда стремился опережать соперников за счет технических новаций. Ни один другой конструктор не привнес в Ф1 такого количества революционных идей. Именно на машинах марки Lotus впервые увидели свет кузов-монокок (модель 25; 1967 г.), двигатель, являющийся частью силовой схемы машины (49; 1967 г.), клиновидные обводы шасси (72; 1970 г.), использование принципа граунд-эффекта (78; 1977 г). Последней идеей великого мастера была активная подвеска, но довести работы до конца Чепмен не успел, трагически уйдя из жизни в возрасте 54 лет.
Основные успехи Lotus в середине 80-х (когда команду возглавлял Питер Уорр) связаны с именем Айртона Сенны. Бразилец выиграл 16 квалификаций и шесть гонок – эти успехи и стали последними в славной истории Lotus. Все, что произошло после ухода Волшебника – многочисленные смены руководства, пилотов, поставщиков моторов – это уже, к сожалению, совсем другая история.
Даты
- 05.01.1938 родился Кит Грин
- 12.01.1938 родился Алан Риз
- 22.02.1938 родился Тим Майер
- 25.03.1938 родился Фриц д'Орей
- 19.04.1938 родился Базил ван Роен
- 26.05.1938 родился Питер Уэстбери
- 28.05.1938 родился Эппи Витцез
- 04.07.1938 родился Эрни Пьетерс
- 25.09.1938 родился Невиль Ледерле
Гонщики
- 5838 кругов проехал Ник Хайдфельд
- 1738 кругов проехал Марк Жене
- 1138 кругов проехал Витантонио Лиуцци
- 638 кругов лидировал Кими Райкконен
- 438 кругов проехал Эй-Джей Фойт
- 138 кругов лидировал Пэт Флаэрти
- 38 раз стартовал с первого ряда Джек Брэбэм
- 38 стартов: Тони Брукс, Мастен Грегори, Габриэле Тарквини
- 38 раз участвовали в Гран При: Рикардо Зонта, Брайан Хентон, Вилсон Фиттипальди
- 38 раз участвовал и стартовал в Гран При Луи Розье
- 38 кругов: Харри Блэнчард, Хесус Иглесиас, Ренато Пирокки, Джон Родз
Шасси
- 7738 кругов у Jaguar
- 138 кругов у Kojima
- 38 дублей (поул+победа) на счету Lotus
- 38 очков у Minardi
Моторы
- 38 очков заработал мотор Mecachrome
Резина
- 238 подиумов у Dunlop
- 138 дублей (поул+победа) у Goodyear
- 38 побед подряд у Bridgestone
Страны
- 38 хет-триков (поул+победа+лучший круг) у британцев
- 38 побед и поулов у аргентинцев
© F1News, проект "Числа". Данные из Энциклопедии F1News. Выборка: Дмитрий Черепович. Текст: АК.