За сто дней до начала нового сезона, точнее - до пятничных свободных заездов Гран При Австралии, мы начинаем традиционный "зимний" проект на F1News. В этом году он называется "100 мгновений истории", и в каждой главе, на фоне Гран При, мы расскажем об одном из участников - гонщике, команде, трассе, производителе моторов или резины, о том, что показалось нам интересным для истории чемпионата...
100 мгновений истории. Зимний проект F1News.Ru |
|
Дата: 11 сентября 2005 года | Место: Спа-Франкоршам (Гран При Бельгии) |
Фабула
Гонка в предгорьях Арденн по обыкновению не обошлась без капризов погоды. Казалось, что набравшая во второй половине сезона хороший ход команда McLaren одержит первую в сезоне двойную победу, а лидер чемпионата мира Фернандо Алонсо (Renault) имел шансы остаться даже без призового шампанского. Но в итоге испанец уехал из Спа без пяти минут чемпионом мира – во многом именно из-за дождя, который то стихал, то начинался вновь.
Всего за четыре круга до финиша гонщик McLaren Хуан-Пабло Монтойя, занимавший второе место, был вынужден прекратить борьбу из-за столкновения с Williams Антонио Пиццонии – бразилец переобулся в слики на подсыхающем асфальте и слишком уж стремился отыграть отставание в круг. Не повезло и Ярно Трулли – итальянец из Toyota показал в квалификации третье время и был быстр в гонке, но просчет команды с выбором резины лишил его шансов на успех. В итоге Алонсо хоть и финишировал позади победившего Кими Райкконена, но свел потерю очков к минимуму – и за три этапа до финиша опережал лидера McLaren на 25 очков.
Памятные моменты
Гонка запомнилась аварией Джанкарло Физикеллы, разбившего Renault в повороте Raidillon. Судьи выпустили машину безопасности, и пока возглавлявший гонку Монтойя помчался в боксы на пит-стоп, идущий следом Райкконен неспешно катился по трассе, сдерживая остальных и создавая временной задел для собственной остановки. Ну а после рестарта Такума Сато (BAR-Honda) ошибся на торможении в La Source и протаранил Ferrari Михаэля Шумахера.
Фокус: Тьяго Монтейру (гонщик)
Сын гостиничного менеджера из Порту пришел в гонки поздно – и по большому счету случайно. Как-то, уже в возрасте 23 лет, он отправился с отцом, пилотом-любителем, на клубные соревнования – и «заболел» автоспортом навсегда. Для начала он с первой попытки выиграл французское первенство Porsche Carrera, после чего продолжил карьеру в «классическом» варианте – пробившись через молодежные формулы в F3000.
Монтейру не блистал по-настоящему серьезными результатами, но все отмечали его светлую голову, умение работать с техникой и открытый характер. Именно поэтому он всякий раз находил неплохое продолжение карьеры, хотя для этого ему даже пришлось на время перебраться в США. Но в сезоне'04 все, наконец, сложилось как надо. Звание вице-чемпиона Мировой серии Renault позволило Тьяго стать пилотом молодежной программы французской компании. Кроме того, выступал он в WSR за команду Тревора Карлина – и когда того пригласили стать управляющим Midland F1, британец без раздумий позвал португальского пилота с собой.
Так Тьяго Монтейру попал в Большие Призы, где уже в первом сезоне смог себя показать. Разумеется, его третье место на Гран При США стало возможным лишь потому, что в гонке из-за шинного скандала участвовало всего шесть машин, но Португалия отмечала этот результат совершенно искренне. Кроме того, даже если этот случай и считать случайностью, то всего один сход (да и тот из-за отказа техники) по ходу всего сезона – это закономерность.
Смог гонщик показать себя и в Спа'05. Он не просто после своевременного пит-стопа большую часть дистанции держался в первой десятке, но и обогнал на слабеньком Jordan чемпиона мира Жака Вильнева, выступавшего на куда более быстром Sauber. Результатом стало восьмое место на финише.
Тьяго выступал в Формуле 1 до конца 2006 года, после чего покинул Большие Призы, но смог в очередной раз найти удачное продолжение карьеры, перебравшись в туринговый чемпионат мира WTCC. Там португалец стал пилотом заводской команды SEAT и записал себе в актив уже несколько красивых побед, в том числе и на домашнем Эшториле.
Результат, показанный Тьяго в Спа-2005, с того самого момента остается лучшим для всех пилотов команды Jordan/Midland/Spyker/Force India.
Цифры
Годы выступления португальских гонщиков ======================================= 1959-1964 Марио-Араухо де Кабраль 1991 Педру-Матуш Шавеш 1993-1996 Педро Лами 2005-2006 Тьяго МонтейруПортугальцы участвовали в 87 Гран При и занимают по этому показателю 22-ю строчку в статистических таблицах, опережая ирландцев (81 Гран При) и уступив мексиканцам (120 Гран При).
Лучшее место в квалификации - 11-е, причем один из португальцев - Педру-Матуш Шавеш, в 1991-м, 13 раз подряд не прошел квалификацию и ни разу не стартовал в гонке. На финише лучший результат у Тьяго Монтейру - третье место в Индианаполисе.
Проект F1News.Ru 2008-2009