100 мгновений истории. Зимний проект F1News.Ru |
|
Дата: 24 сентября 1995 года | Место: Эшторил (Гран При Португалии) |
Фабула
Несмотря на то, что сезон фактически был проигран соперникам из Benetton, сильнейшая команда трех последних лет – Williams – не собиралась сдаваться без боя. К концу сентября была подготовлена существенно обновленная версия машины FW17B – её дебют состоялся на португальском Эшториле, где Дэвид Култхард и Дэймон Хилл завоевали первый ряд стартового поля. Правда, в команде Фрэнка Уильямса опасались, что новинка окажется недостаточно надежной – и потому в гонке два британца стартовали на проверенных «семнадцатых».
Дэвид удержал первую позицию на старте, а Хилла в жесткой борьбе смог пройти главный соперник – Михаэль Шумахер. Единственной возможностью отыграться было изменение тактики гонки – и стратеги Williams решили рискнуть, переведя Дэймона с трех пит-стопов на два. И действительно – на финальном отрезке дистанции британец оказался на трассе впереди немецкого гонщика Benetton.
К тому моменту резина была изношена так сильно, что сопротивляться атакам Хилл почти не мог. Шумахер переиграл соперника в одном из поворотов и вышел вперед. Михаэль даже бросился в погоню за Култхардом, но смог отыграть у того лишь несколько секунд. Дэвид провел гонку без единой осечки и одержал первую победу в карьере.
Памятные моменты
Старт гонки удался только со второй попытки – во время первой в задних рядах столкнулись несколько машин. Все началось с контакта между Minardi Луки Бадоера и Tyrrell Юкио Катаямы, а затем приобрело лавинообразный эффект. Машина японца после удара о стенку пит-лейн перевернулась – гонщик не пострадал, но к повторному старту врачи его не допустили.
На середине дистанции участниками не слишком приятной ситуации стали пилоты Ferrari. Жан Алези был на тактике двух пит-стопов, а Герхард Бергер должен был посетить боксы трижды. Вышло так, что француз в какой-то момент оказался впереди напарника, уступая тому в скорости. Жан Тодт дал Алези приказ пропустить напарника, но гонщик не подчинился. В итоге механики Скудерии показательно придержали строптивца по ходу пит-стопа, и Бергер все равно вышел вперед. Этот эпизод окончательно испортил отношения Алези и Ferrari, а ведь как красиво все начиналось пятью годами раньше…
Фокус: Эшторил (трасса)
Автодром носит имя Фернандо Пиреша да Силвы – португальского пилота послевоенной поры, но больше он известен по имени ближайшего курортного городка. Гоночный комплекс, расположенный практически на берегу Атлантики, построили в начале 70-х по классической схеме – длинная прямая с одной стороны паддока, и разнообразные повороты с перепадами высот – с другой. Здесь проводились местные гонки, но серьезная реконструкция в первой половине 80-х позволила Эшторилу претендовать на большее.
Продвигать трассу начал новый президент Автоклуба Португалии Чезарь Торреш. В ту пору из-за политических проблем Формула 1 утратила главный зимний тестовый полигон – Южную Африку, – и теплый климат самой западной страны Европы оказался весомым аргументом – команды Больших Призов охотно ездили на испытания в Эшторил.
Уже в 1984-м здесь прошел первый в истории национальный Гран При: победителем гонки стал Ален Прост, а его напарник по McLaren Ники Лауда завоевал третью чемпионскую корону. Годом позже, под проливным апрельским дождем, первую в карьере победу одержал в Эшториле Айртон Сенна, а в сезоне'87 Ален Прост побил рекорд Джеки Стюарта по числу выигранных этапов Формулы 1.
Гонка 1989 года запомнилась столкновением Айртона Сенны и уже дисквалифицированного к тому моменту Найджела Мэнселла, а в 92-м после контакта колесами на длинной прямой взмыл в воздух Williams Рикардо Патрезе. Можно вспомнить 1993 год – победу молодого Михаэля Шумахера и титул Проста, или 1995-й, когда свою первую гонку выиграл ДиСи. Наконец, сезон-96 принес острейший поединок за победу, когда Жак Вильнев, ловко «подставив» Шумахеру кругового пилота, обошел немца по внешнему радиусу.
В 1994-м из соображений безопасности конфигурация изменилась – появился медленный и очень круто идущий вверх поворот Gancho, но в целом трасса уже не вызывала у гонщиков столь теплых эмоций. Стандарты стали другими, так что неширокий паддок и вечные пробки на подъездах вызывали все больше раздражения у Берни Экклстоуна.
Работы по реконструкции требовали шести миллионов долларов – солидной для небогатой Португалии суммы. А когда весной 97-го от рака умер Торреш, стало ясно, что удержаться в календаре Эшторилу не суждено. Так и вышло. И хотя еще несколько лет португальцы пытались вернуться и даже провели часть работ по переоборудованию гоночного комплекса – тягаться с богатыми странами Ближнего востока и Юго-Восточной Азии, захотевшим «влиться в дружную семью Формулы 1», им было просто не по силам...
Цифры
Все победители гонок в Эшториле...
Год | Гонщик | Команда | Шасси | Ср.скорость |
1984 | А.Прост | Marlboro McLaren International | McLaren MP4-2 | 180.541 |
1985 | А.Сенна | JPS Team Lotus | Lotus 97T | 145.160 |
1986 | Н.Мэнселл | Canon Williams Honda Team | Williams FW11 | 187.644 |
1987 | А.Прост | Marlboro McLaren International | McLaren MP4-3 | 188.224 |
1988 | А.Прост | Honda Marlboro McLaren | McLaren MP4-4 | 187.034 |
1989 | Г.Бергер | Scuderia Ferrari SpA SEFAC | Ferrari F1-89 | 191.418 |
1990 | Н.Мэнселл | Scuderia Ferrari SpA | Ferrari F1-90B | 193.725 |
1991 | Р.Патрезе | Canon Williams Team | Williams FW14 | 193.626 |
1992 | Н.Мэнселл | Canon Williams Team | Williams FW14B | 195.521 |
1993 | М.Шумахер | Camel Benetton Ford | Benetton B193B | 199.748 |
1994 | Д.Хилл | Rothmans Williams Renault | Williams FW16B | 183.589 |
1995 | Д.Култхард | Rothmans Williams Renault | Williams FW17 | 182.319 |
1996 | Ж.Вильнёв | Rothmans Williams Renault | Williams FW18 | 182.423 |
Проект F1News.Ru 2008-2009