Материал подготовлен при спонсорской поддержке всемирно известного бренда синтетических моторных масел Mobil 1 |
Участники: Роберт Кубица (BMW Sauber), Кими Райкконен (Ferrari), Тимо Глок (Toyota), Нельсиньо Пике (Renault)
Вопрос: Начало чемпионата было разным, троим немного не повезло, а один всех удивил. Тимо, начнем с хорошего – три финиша в призовой восьмёрке, два из них после старта с пит-лейн. Что вы думаете о начале сезона?
Тимо Глок: Да, неплохое начало! Как вы сказали, я дважды стартовал с пит-лейн, и не надеялся на очки, однако в Австралии и Малайзии мы были конкурентоспособны, и не ошиблись с выбором резины. В дождливом Шанхае мы ехали достаточно быстро, но мне дважды пришлось прорываться из хвоста пелетона – сразу после старта, и чуть позже, после поломки переднего антикрыла. Пришлось ехать в боксы, я снова откатился назад, однако в итоге заработал очки – думаю, мы можем быть довольны!
Вопрос: Кими, вы квалифицируетесь в первой десятке, но потом всё складывается неудачно… Пока лучший результат – десятое место. Что вы об этом думаете?
Кими Райкконен: Это не совсем то, чего мы хотели, машине не хватает скорости. К следующей гонке мы подготовим несколько новинок, но этот уик-энд будет непростым. Надеюсь, полученный на тестах опыт облегчит задачу, но кто знает, как всё сложится. Посмотрим.
Вопрос: Роберт, столь же неудачное начало… Проблема в надежности, или в скорости?
Роберт Кубица: И в том, и в другом, плюс немножко невезения. Начало действительно не идеальное, надеюсь, вскоре ситуация улучшится. В Бахрейне нам придется нелегко, но мы надеемся на несколько очков…
Вопрос: Нельсон, та же ситуация – вы стабильно квалифицировались семнадцатым и до сих пор не набрали очков…
Нельсиньо Пике: Да, вы правы. Впрочем, предстоящий уик-энд пройти лучше – мы получим новый диффузор, да и погода обещает быть сухой, так что проблем быть не должно. Мы готовы продемонстрировать реальную скорость машины – надеюсь, обе R29 смогут бороться за очки, и с этой гонки чемпионат стартует для нас заново.
Вопрос: Вы не волнуетесь по поводу продолжения карьеры? Думаете, новый диффузор изменит ситуацию?
Нельсиньо Пике: Начало сезона получилось не совсем нормальным – две дождевые гонки, а в Австралии, где был шанс добиться успеха, у меня возникли проблемы с тормозами. Квалификации складываются не лучшим образом – на первом круге мне не удается добиться максимума, а машина позволяет вести борьбу в плотной группе с десятого по пятнадцатое места. С новым диффузором мы должны подтянуться к первой десятке, а там – совершенно другая гонка с меньшим количеством проблем. Кроме того, эта трасса должна подойти R29…
Вопрос: Похоже, вам всякий раз заливали много топлива, что осложняло гонку…
Нельсиньо Пике: Да, такое случается, когда стартуешь не с лучших позиций. Приходится идти на риск, надеясь отыграться за счет машины безопасности, погодных условий или просто обогнать более легких соперников во время их визита в боксы. Нужно квалифицироваться выше, чтобы выбрать более выгодную стратегию.
Вопрос: Роберт, год назад в Бахрейне вы завоевали поул и финишировали на подиуме. Зимой команда работала на этой трассе – это имеет значение?
Роберт Кубица: С Бахрейном нас связывают приятные воспоминания – год назад не удалось подняться выше третьего места, однако мы финишировали сразу за гонщиками Ferrari, которые были очень сильны. Сегодня для наших команд всё складывается несколько иначе – мы не так сильны, поэтому предстоящий уик-энд наверняка окажется сложным. Да, мы работали на тестах в Бахрейне, но из-за песчаной бури я провёл на трассе лишь один день – это может дать преимущество, но совсем незначительное. Я не жду чудес.
Вопрос: Как насчет KERS? Вы опробовали систему в Китае, она обеспечила преимущество?
Роберт Кубица: Да, завтра я буду использовать эту систему.
Вопрос: А, когда определитесь, стоит ли использовать её по ходу уик-энда?
Роберт Кубица: Мы планируем использовать KERS весь уик-энд.
Вопрос: Вы ощутили преимущество?
Роберт Кубица: Если бы в Китае я почувствовал преимущество, я бы использовал KERS на протяжении всего уик-энда, но субботний результат не оправдал наших ожиданий. Мне нелегко гоняться с KERS, надеюсь, здесь будет меньше проблем с балансом и развесовкой.
Вопрос: Кими, этот же вопрос – когда вы будете снова использовать KERS?
Кими Райкконен: Я не буду использовать KERS в пятницу – с системой поработает Фелипе, потом мы решим, что делать дальше. Если не возникнет проблем, мы установим KERS и на мою машину, но сначала нужно сравнить поведение F60 с системой и без нее.
Вопрос: Вы не любите KERS?
Кими Райкконен: На некоторых трассах система действительно добавляет скорости, однако в Китае машина и так была быстра. Возможно, с KERS мы были бы чуть-чуть быстрее, но возникли определенные технические проблемы. С точки зрения пилотажа разницы нет, ехать с KERS или без нее…
Вопрос: Обновленный диффузор – когда вы надеетесь его получить?
Кими Райкконен: Надеюсь, к Барселоне.
Вопрос: В Сахире вы финишировали вторым и третьим, зимой проводили тесты на этой трассе. Чувствуете себя более уверенно?
Кими Райкконен: Опыт, полученный на тестах, может облегчить задачу, но обычно всё складывалось более-менее удачно. Мы не так сильны, как в предыдущие годы, но здесь у нас должно быть больше шансов, чем в предыдущих гонках…
Вопрос: Тимо, Toyota тоже проводила тесты в Бахрейне, на что вы рассчитываете в предстоящей гонке?
Тимо Глок: Посмотрим. Зимой условия были другими – сейчас гораздо теплее. Нужно оценить поведение машины, по сравнению с тестами многое изменилось. Тогда у нас не возникало проблем с настройками, а сейчас на грязной трассе TF109 ведет себя не лучшим образом – нужно добиться большей стабильности. Чтобы побороться за подиум, необходимо квалифицироваться в первой десятке, а еще лучше – в первой пятерке.
Вопрос: Если говорить о доработке машины, вы довольны прогрессом? Планируете использовать KERS?
Тимо Глок: Нет, пока мы не планируем использовать KERS, однако при доработке машины важно следить за ситуацией. Чтобы сохранить преимущество, мы должны прибавить – в Барселону команды привезут новую аэродинамику, и нам предстоит отстаивать свои позиции. В Китае Red Bull сделала большой шаг вперед, придётся побороться, чтобы сохранить свои позиции.
Вопросы с мест
Вопрос: (Иорис Фиорити – AFP) Вы упомянули выступление Red Bull в Китае – вас это удивило?
Тимо Глок: Они были быстры ещё на тестах, и от гонки к гонке постепенно прибавляли. В Австралии они показали неплохой темп – Феттель долгое время ехал вторым, а в Малайзии снова оказались среди лидеров. Меня это не удивляет – они сделали шаг вперед или просто сработали чуть лучше. В Шанхае было намного прохладнее, чем в двух предыдущих гонках – возможно, это многое объясняет, однако машины Red Bull были быстры еще зимой.
Вопрос: Кими?
Кими Райкконен: Согласен, в каждой гонке они выглядели очень неплохо и, как заметил Тимо, в Шанхае оказались еще сильнее. Не знаю, использовали ли они какие-то новые детали, но пока Red Bull действительно очень быстра…
Вопрос: Роберт?
Роберт Кубица: То же самое.
Вопрос: Нельсон?
Нельсиньо Пике: Надеюсь, с новыми деталями они не станут слишком быстрыми – в противном случае это сильно осложнит нам жизнь.
Вопрос: (Лукаш Сеглински – Gazeta Wyborscza) Роберт, Renault, McLaren и даже Force India серьезно модернизировали свои машины, а как вы используете ту же конфигурацию, что в Австралии. Вас это огорчает?
Роберт Кубица: Нет, такова жизнь – до сегодняшнего дня у нас не было серьезных доработок, и здесь ситуация не изменится. Впрочем, по опыту прошлого года я могу сказать, что огорчаться не стоит – возможно, аэродинамика, предназначенная для Барселоны, поможет добиться прогресса. Правда, к Гран При Испании соперники тоже планируют прибавить – посмотрим, каким будет расклад сил…
Вопрос: (Билл Джонсон – The National) Вопрос к вам, Кими. Вас удивляют успехи нынешних лидеров чемпионата? Если да, то как вы относитесь к тому обстоятельству, что новички завоевывают подиумы, которые вы привыкли считать своей территорией?
Кими Райкконен: Это нормально, к тому же, я не считаю их новичками. Здесь нет никакого сюрприза – эти команды были быстры на тестах, а нам не хватает скорости. Хочется верить, что уже в следующей гонке ситуация изменится. Да, я приветствую успех лидеров – разумеется, мы бы предпочли оказаться на их месте, но сейчас Ferrari не по силам бороться за столь высокие позиции. Остается выкладываться по максимуму и надеяться, что в Барселоне мы вернемся туда, где должны быть.
Вопрос: (Дэн Натсон – National Speed Sport News) Вопрос ко всем. Четыре гонки за пять недель, и если бы дело происходило несколько лет назад, то сразу после Бахрейна вы бы отправились на тесты. Вы ждёте перерыва, или предпочли бы поработать с новыми деталями?
Кими Райкконен: В ситуации, подобной нашей, лучше опробовать новые детали до гонки, однако запланирован перерыв, так что будем решать все вопросы перед следующим этапом.
Тимо Глок: В конце концов, придется ждать Барселоны и испытывать новые детали во время свободных заездов, когда состояние трассы постоянно меняется – в такой ситуации нелегко подобрать правильные настройки, но все в одинаковом положении. После четырех гонок перерыв вполне уместен – нам пришлось немало попутешествовать, механикам также пришлось несладко, так что пара выходных не помешает!
Роберт Кубица: Мы бы предпочли тесты, хотя для них нужно подготовить какие-то новинки. Было бы неплохо поработать на трассе хотя бы пару дней.
Нельсиньо Пике: У меня было четыре гоночных уик-энда и один уик-энд, посвященный дорожной программе Renault, но если бы я мог участвовать в тестах, это было бы здорово. А так - никаких испытаний и семь дней отдыха.
Вопрос: Роберт, Кими, означает ли это, что вы, возможно, вернетесь на базу команды, чтобы провести необходимые симуляции?
Роберт Кубица: Разумеется, мы вернемся на базу, но, как мне кажется, суть проблемы известна, и участие гонщика не требуется. К тому же, у нас нет симулятора. Конечно, мы постараемся помочь команде всем, чем можем, но в каких-либо новых совещаниях нет необходимости.
Кими Райкконен: Похожая ситуация – люди выкладываются на все 100% и знают, что делают, проблема лишь во времени. Меня тоже ждёт работа – не знаю, на базе или нет, но если я потребуюсь команде – никаких проблем. Обычно мы планируем встречи, если нужно что-то обсудить, однако мы и так постоянно обмениваемся мнениями, так что, возможно, мне не придется куда-то ехать.
Вопрос: (Сара Хольт) Кими, вы ощущаете дополнительный прессинг со стороны Ferrari или себя лично? Чувствуете, что непременно должны набрать очки?
Кими Райкконен: Конечно, я хочу добиться результата, но не чувствую прессинга. Мы выкладываемся по максимуму но, к сожалению, пока не набрали ни одного очка. Мы - одна команда, и если гонки складываются не совсем удачно, каждый из нас чувствует себя не в своей тарелке. Мы сделаем всё возможное.
Вопрос: (Иан Паркес – The Press Association) Кими, вы можете в это поверить – ни одного очка после трех гонок, тогда как восемнадцать месяцев назад вы завоевали титул?
Кими Райкконен: В Формуле 1 все меняется очень быстро – возьмем, к примеру, новые правила. Зимой мы выглядели неплохо и, возможно, только на последних тестах поняли, что находимся совсем не там, где хотим. Разумеется, команда не рассчитывала на такое начало сезона, и нам нужно работать не жалея сил, чтобы исправить ситуацию. Нам это по силам, но возвращение на вершину займёт время – к сожалению, таков нынешний порядок вещей…
Вопрос: (Иорис Фиорити – AFP) Вы сильно уступаете Red Bull и Brawn GP?
Тимо Глок: По-моему, это зависит от трассы – в Малайзии мы были достаточно сильны, а в Шанхае столкнулись с проблемами, так что отставание от Brawn GP в той или иной степени зависит от автодрома. В Китае, в третьем сегменте квалификации, они также были быстры, причем ехали с большим количеством топлива. Впрочем, если не считать Brawn GP, расклад сил действительно определяется характером трассы.
Кими Райкконен: Пожалуй, мы проигрываем им секунду на круге – от трассы к трассе разрыв меняется, но в общем ситуация выглядит именно так. Наша цель – сократить отставание. Отыгрываться нелегко, соперники тоже прогрессируют, однако мы уверены, что в следующей гонке подберемся поближе.
Роберт Кубица: Если судить по трем прошедшим гонкам, мы уступаем примерно столько же, сколько Ferrari - иногда мы чуть впереди, иногда чуть позади, но в целом разрыв именно такой, как сказал Кими…
Нельсиньо Пике: Надеюсь, с новой аэродинамикой мы сможем навязать им борьбу. Пожалуй, эта трасса отличается от автодрома в Шанхае, как мне кажется, отрывы будут еще меньше.
Вопрос: (Алан Бальдвин – Reuters) Могу я задать Роберту тот же самый вопрос, на который уже отвечал Кими – о нынешней ситуации. Год назад вы стартовали с поула и имели неплохие шансы на победу, а в этот раз приехали в Бахрейн без очков. Двенадцать месяцев назад вы бы поверили, что на протяжении четырех гонок будете пытаться набрать первые очки?
Роберт Кубица: В Формуле 1 очень трудно что-то предсказывать, однако ситуация совершенно не похожа на ту, что была год назад. Есть новые участники, которые оказались достаточно сильны, и большие команды, испытывающие проблемы. Причин для паники нет, нужно продолжать работу и сохранять спокойствие. Каждый из нас делает все возможное, чтобы вернуться на привычные позиции и добиться намеченной цели. Ситуация не идеальная, но мы должны двигаться вперед и пытаться сократить отставание от лидеров.
Перевод: Валерий Карташев