Малайзия'09: Рон Деннис
Гонка #805: 5 апреля 2009 года. Гран При Малайзии. Сепанг |
|
Поул |
Дженсон Баттон (Brawn BGP 001) - 1.35,181 (209,651 км/ч) |
Лучший круг | Дженсон Баттон (Brawn BGP 001) - 1.36,641 (206,483 км/ч) |
Победитель |
Дженсон Баттон (Brawn BGP 001) - 55.30,622 (185,730 км/ч) |
Удивительное это было зрелище – Гран При Малайзии 2009 года. До той поры, пока на трассу не обрушился тропический ливень, вызвав остановку гонки, небо оставалось свинцово-чёрным, но через крохотный просвет между тучами автодром Сепанг озаряло яркое и жаркое солнце. Старт перенесли на два часа (чтобы европейским зрителям не приходилось вставать слишком рано), и в итоге сумерки сгустились так быстро, как это бывает только в экваториальных широтах. Но до этого всё выглядело просто невероятно.
Но мало кто обращал внимание на удивительные погодные условия – всё внимание к себе приковала гонка. Стартовав только четвёртым, в лидеры на первых метрах сумел пробиться Нико Росберг на Williams. С молодым немцем попробовал побороться обладатель поула Дженсон Баттон, но в "улитке" Brawn британца оказался на невыгодной траектории, и победитель предыдущей гонки в итоге откатился на четвёртое место.
Правда, тяжелую Renault Фернандо Алонсо Баттон обогнал почти сразу, но позади Росберга и Ярно Трулли на Toyota британец застрял накрепко. В том сезоне FIA публиковала стартовый вес машин, поэтому Дженсон отлично знал, что сможет оставаться на трассе дольше соперников. Нескольких кругов по свободной трассе ему вполне хватило, чтобы после собственного визита в боксы удержаться во главе гонки.
И тут начался дождь.
В командах хорошо знали, каким он бывает в окрестностях Куала-Лумпура, потому без промедлений сменили всем гонщикам шины на дождевые (в Ferrari и вовсе решили сделать это заранее, но тем лишь испортили Кими Райкконену гонку). Однако, на удивление, поначалу лишь слегка заморосило. В такой ситуации преимущество получил единственный пилот, чья машина была обута в промежуточную резину. Тимо Глок из Toyota мог проезжать круги на 7-10 секунд быстрее всех, потому мгновенно вышел на второе место.
На командных мостиках повисла неловкая пауза, а затем все вторично отправились в боксы, чтобы получить комплект промежуточных шин. Это позволило Глоку выйти в лидеры – и тут грянул настоящий ливень. Механики вновь потащили из боксов на пит-лейн дождевые шины, а пилоты прикладывали максимум усилий, чтобы удержаться на асфальте. Удавалось это не всем.
Баттон смог вернуть себе первую позицию, опередив Глока. Чуть позже Тимо оставил позади и Ник Хайдфельд из BMW Sauber, но практически сразу после этого вылетел с трассы. К тому моменту лило так, что ничего не было видно на расстоянии вытянутой руки. Полдюжины машин уже замерло по гравийным ловушкам – и у судей не осталось другого выбора, кроме как вывесить красные флаги.
Около получаса машины стояли на стартовой прямой, а пилоты разгуливали между ними, вооружившись широкими зонтами. И к тому моменту, когда в принципе можно было рассаживаться по кокпитам, солнце уже почти коснулось горизонта. Гонку решено было не продолжать, а итоговое положение, как положено, определили по состоянию за два круга до остановки борьбы.
В итоге победителем был объявлен Дженсон Баттон, Тимо Глок оказался лишь третьим, а больше всего на подиуме радовался Ник Хайдфельд, для которого обидный сход внезапно превратился во второе место.
Интересно... |
|
Послестартовая связка автодрома Сепанг всегда славилась большим количествам аварий. Однако в 2009 году пилоты прошли ее в полном составе, даже не повредив антикрыльев. Но спустя пару поворотов Хейкки Ковалайнен ошибся и вылетел с трассы на торможении. Для финна из McLaren это означало, что в двух первых Гран При он так и не проехал ни одного полного круга в гоночном режиме, так как неделей раньше в Мельбурне почти сразу попал в аварию. |
Рон Деннис
Гран При Малайзии состоялся 5 апреля, а еще через 11 дней было выпущено официальное заявление McLaren, гласившее, что Рон Деннис покидает Формулу 1 и переходит на другую работу. Британец три десятилетия руководил командой и смог сделать её одной из самых успешных в истории чемпионата. Но и ему пришла пора уходить...
Рональд Деннис родился в 1947 году в городке Уокинг, что неподалеку от знаменитого довоенного гоночного овала Бруклендс. В 16 лет он бросил школу и устроился на работу простым автомехаником, а по вечерам посещал занятия в местном техническом колледже. Одним словом – обычный мальчишка из рабочего района.
Вскоре мастерская, где трудился Деннис, сменила владельца. Новый собственник имел отношение к гоночной команде Cooper, и Рон, всегда любивший гонки, уговорил перевести его туда. Разумеется, претендовать можно было только на роль рядового механика, но молодой человек был готов крутить гайки, перебирать шестерни к коробке передач и менять до глубокой ночи поврежденные в аварии рычаги подвески, лишь бы иметь возможность оставаться в автоспорте.
Британцу едва перевалило за восемнадцать, когда он стал одним из ведущих механиков Йохена Риндта. В 1968-м они вместе перешли из Cooper в Brabham, а когда годом позже австриец решил уйти в Lotus, Рон предпочел остаться. Он проработал на Джека Брэбэма ещё несколько лет, стал главным механиком, после чего решил создать собственную команду.
Взяв в компаньоны коллегу по ремеслу Нила Трандла, Деннис запустил проект Rondel Racing. Выступать поначалу решено было в Формуле 2, и первые успехи пришли довольно быстро. Карлос Рейтеман, Анри Пескароло и Дерек Белл регулярно добывали победы и подиумы за рулем Brabham BT38.
В конце 1972 года жизнь Рона Денниса едва не оборвалась в серьезной аварии, но он смог выкарабкаться и продолжил работу. Но этот раз, по мнению британца, стоило отказаться от клиентских шасси и строить собственную технику. На деньги спонсора, нефтяной компании Motul, был нанят конструктор Рей Джессоп. Сначала он разработал машину для Формулы 2, а потом засел проектировать и шасси Ф1.
Некстати разразившийся топливный кризис вынудил поставить крест на смелых планах. Проект машины Ф1 в итоге продали небольшой команде Token, она даже вышла на трассу Гран При, но и только. А Деннису пришлось всё начинать сначала. Бывшему механику не было еще и тридцати, и он продолжал, несмотря ни на что, движение к однажды поставленной цели.
Рон нарабатывал связи, обзаводился партнёрами и соратниками. На деньги эквадорских спонсоров он готовил машины для двух пилотов из этой далекой южноамериканской страны, в 1975-м запустил очередной проект, так его и назвав – Project Three ("Проект 3"). При поддержке BMW и March его команда выступала в Формуле 3 и Формуле 2.
И лишь в конце 70-х, когда был дан старт Project Four ("Проекту 4"), Деннис понял, что уже знает и умеет достаточно и готов к чему-то большему. Его пилоты два года подряд становились чемпионами Ф2, Ники Лауда выиграл на BMW M1 серию ProCar. Финансовая поддержка компании Philipp Morris (Marlboro) обеспечивала надёжные тылы – потому, заручившись поддержкой молодого и одарённого конструктора Джона Барнарда, Рон решился попробовать свои силы в Формуле 1.
В то время Marlboro поддерживала несколько команд Больших Призов, но её главной "передвижной афишей" была McLaren. Чемпионские времена Фиттипальди и Ханта остались для нее позади, и пилоты красно-белых машин даже на подиуме были нечастыми гостями. Кто-то из топ-менеджеров табачной компании решил, что чем поддерживать две средние команды, лучше объединить их в одну сильную.
Осенью 1980-го Деннис, Барнард и руководитель McLaren Тедди Мейер пожали руки. Джон начал разрабатывать модель MP4/1 с кузовом из углепластика, а Рон был назначен заместителем немолодого уже Мейера. Но очень скоро выяснилось, что фактическое руководство командой осуществляет именно он – и Тедди волей-неволей пришлось смириться с тем, что его время прошло.
Истории успеха McLaren под руководством Денниса можно посвятить немалых размеров трёхтомник. Рон действовал решительно и смело, в кратчайшие сроки смог добиться успеха. Он переманил у Фрэнка Уильямса ближневосточных спонсоров, на деньги которых специалисты Porsche построили отличный турбомотор. Британец уговорил вернуться Лауду и заключил контракт с молодым Аленом Простом, когда у того возникла размолвка с Renault.
Итогом стали три чемпионских титула и два Кубка конструкторов с 1984 по 1986 годы.Затем Williams на время удалось перехватить инициативу, но Деннис провел ещё одну молниеносную операцию и оставил Фрэнка без моторов Honda. Японцы хотели видеть за рулем своего земляка, Рон сыграл на этом и заключил с ними контракт. При этом его машины пилотировали, конечно, не сыны Страны восходящего солнца, а сильнейшие гонщики десятиления – Прост и Айртон Сенна.
На этот раз череда из титулов продолжалась уже четыре года. Затем, после некоторой неразберихи с поставщиками двигателей Деннис нашел нового партнера – Mercedes, а красно белую "ливрею" Marlboro сменила серебристая West. Коллекцию титулов смог пополнить Мика Хаккинен.
Следом пришло время Ferrari, но и тут Деннис смог показать, какого мастерства достиг в искусстве гоночного менеджмента. В 2001-м Бобби Рейхол чуть раньше, чем нужно, проговорился о желании увести из McLaren Эдриана Ньюи. Рон действовал по обыкновению решительно и точно. До сих пор неизвестно, что именно он предложил гениальному конструктору, но сумел найти верные аргументы, чтобы тот предпочел остаться. И речь шла явно не просто о зарплате.
К 2007-му команда Денниса вновь была готова к сражению за титул. Отличная машина, прекрасный состав пилотов. Летом Рон отметил свое 60-летие. Однако вместо подарка он получил череду сменяющих друг друга скандалов. Вдрызг рассорились Фернандо Алонсо и Льюис Хэмилтон, потом главного конструктора Майка Кофлэна поймали за руку при попытке скопировать документацию Ferrari. Вдобавок, теряющий влияние президент FIA Макс Мосли, с которым у Денниса всегда были сложные отношения, всеми силами вознамерился насолить руководителю McLaren.
Зимой Рон расстался с супругой Лизой, они прожили вместе 22 года и вырастили троих детей. И когда на Гран При Австралии 2009-го звездный воспитанник Денниса, чемпион мира Льюис Хэмилтон начал лгать в глаза судьям во время разбора одного из гоночных эпизодов, а потом, будучи пойманным на лжи, сказал что сделал это по научению команды, британец понял - пора уходить.
Он покинул все посты в команде, передав руководство Мартину Уитмаршу, а сам занялся новым и весьма сложным направлением – возглавил компанию McLaren Cars, производящую суперкары. В общей сложности он посвятил автогонкам 43 года, пройдя путь от юного механика до руководителя одной из лучших в истории команд. И когда Рональд Деннис в наши дни порой появляется в паддоке, невооруженным взглядом видно, каким огромным уважением и непререкаемым авторитетом у всех и каждого пользуется этот замечательный человек.
Проект F1News.Ru. Текст: Александр Кабановский