Великобритания'68: Морис Филипп
Гонка #168: 20 июля 1968 года. Гран При Великобритании. Сильверстоун |
|
Поул |
Грэм Хилл (Lotus 49B) - 1.28,9 (172,7 км/ч) |
Лучший круг | Йозеф Зифферт (Lotus 49B) - 1.29,7 (171,1 км/ч) |
Победитель | Йозеф Зифферт (Lotus 49B) - 2:01.20,3 (168,7 км/ч) |
Первые гонки 1968 года ясно показали: соперники Lotus должны рассчитывать на большую удачу, если хотят побороться за победу. Модель 49, дополненная – по последней моде – антикрыльями на высоких стойках, и получившая красно-золотые цвета Gold Leaf, выглядела в руках Джима Кларка и Грэма Хилла однозначным фаворитом весенних внезачетных гонок.
Увы, сезон был омрачен гибелью Кларка и еще несколькими авариями со смертельным исходом – скорости росли быстрее, чем нормы безопасности. Редкий месяц в том сезоне обходился без похорон пилотов...
Но гонки продолжались, и преимущество Lotus 49B над соперниками оставалось. В Брэндс-Хэтч Хилл и заменивший Кларка Джеки Оливер показали два лучших результата в квалификации – и со старта помчались вперед. Однако на этот раз победа ускользнула от Колина Чепмена: сначала Хилл вынужден был остановиться из-за лопнувшего рычага задней подвески, а чуть позже и его напарник, имевший шанс завоевать первую победу в карьере, сошел из-за отказа трансмиссии.
После этого спор за победу повели два пилота. Один из них – представитель Ferrari Крис Эймон – уже успел зарекомендовать себя быстрым, хотя и очень невезучим пилотом. Другой же проводил в Формуле 1 уже седьмой сезон, но за все это время лишь раз финишировал третьим. Звали его Йозеф Зифферт. Швейцарца всегда считали хорошим пилотом, но скорее крепким середняком, чем звездой первой величины.
На этот раз у него был аргумент, позволяющий рассчитывать на самые высокие позиции. Накануне британского этапа владелец самой успешной в истории частной команды Формулы 1 – Роб Уокер – приобрел для своего гонщика новое шасси Lotus 49B. На этой машине Зифферт не только взял верх в дуэли с Эймоном, но и начал отрываться от новозеландца и в итоге отпраздновал первую в карьере победу.
Крис финишировал вторым, а его молодой напарник по Скудерии Жаки Икс с отставанием в круг занял третье место. "Йозефу Зифферту удалось сотворить маленькое чудо, – написал в 2002 году журналист Морис Хэмилтон. – Его победу на британском этапе можно сравнить с финишем гонщика Minardi на подиуме в наши дни".
Интересно... | |
Сейчас частными командами считаются те, что не имеют поддержки автопроизводителя или глобального спонсора и вынуждены искать себе поставщика двигателей и сводить концы с концами. Четыре десятилетия назад смысл у этого термина был иным – "частниками" называли тех, кто покупал всю машину целиком у сторонних производителей и лишь эксплуатировал её. Наследник владельцев знаменитых вискокурен Роб Уокер был именно таким. При этом его команда побеждала в Формуле 1 целых девять раз! Но успех 1968 года в Брэндс-Хэтч считается последним в истории использования клиентских машин. |
Морис Филипп
Идея создания Lotus 49 принадлежит, естественно, Колину Чепмену. Машину отличал монокок повышенной жесткости, изначально рассчитанный на использование двигателя Ford-Cosworth в качестве элемента силовой структуры. Также очертания с узким "носом" стали финальным шагом к клиновидной фирме кузова, которая появится у машин Lotus уже в следующем поколении.
Но Чемпен был занят работой в команде и разработкой новых спортивных машин, потому задал лишь базовые принципы "сорок девятого" и контролировал развитие событий, а непосредственно проектом руководил конструктор команды Морис Филипп. Как и герой ещё одного нашего рассказа Лен Терри, свое знакомство с миром автоспорта британец начал с соревнований Клуба 750, но быстро стал совмещать гонки и инженерную работу.
Кстати, одну из своих первых машин Филипп построил как раз вместе с Терри – в дебютной гонке её разбил в аварии будущий руководитель Lotus Питер Уорр. В начале 60-х Морис купил у Колина Чепмена культовый спорткар модели 7 – молодой специалист стремился улучшить конструкцию и несколько раз приезжал на базу команды для бесед с ее основателем.
Чепмен быстро разглядел талант молодого земляка – и пригласил к себе на работу. Значение этого шага сложно переоценить, вклад Филиппа в разработку Lotus 49 и Lotus 72 был, пожалуй, определяющим. Эти машины принесли команде три чемпионских титула, четыре Кубка Конструкторов и несколько десятков побед. Трудолюбивый и внимательный к деталям Морис отлично дополнял генерирующего идеи Чепмена, вместе они являли собой грозную силу.
Когда в 1972 году Филипп уехал в Америку, результаты Lotus понемногу начали снижаться. Тем временем лондонец некоторое время работал в заокеанских командах, а затем по приглашению Кена Тиррела вернулся в Европу. Команда Tyrrell после двух лет выступлений на шестиколёсной модели P34 нуждалась в новой технике, и Морис построил шасси 008. Патрик Депайе трижды поднялся на подиум в четырёх первых гонках, а пятую – в Монако – и вовсе выиграл.
Команда закончила сезон 1978 года четвертой, в следующем её пилоты завоевали еще несколько призовых кубков, но финансовые дела Тиррела шли всё хуже, что не могло не сказаться на результатах. Вдобавок, ещё недавно не имевший соперников мотор DFV всё больше уступал "турбомонстрам", а в такой ситуации никакой конструкторский талант не мог спасти ситуацию. И всё же в начале 80-х Микеле Альборето принес Tyrrell ещё две победы – последние в её истории.
Казалось, что дело пошло на лад в 1984-м. Молодые пилоты Мартин Брандл и Штефан Белофф регулярно добивались хороших результатов, но только до той поры, пока Кена Тиррела не обвинили в мошенничестве с весом машин. Команду исключили из чемпионата, лишив всех результатов, показанных с самого начала сезона. От этого удара не смогли по-настоящему оправиться ни сам Кен, ни Морис Филипп.
В 1987 году конструктор покинул Tyrrell и снова уехал в Америку. Там он приступил к работам по созданию машины для гонок серии IndyCar, но умер летом 1989 года, так и не увидев её дебюта на трассе.
Проект F1News.Ru. Текст: Александр Кабановский