Голландия'65: Рон Торанак
Гонка #137: 18 июля 1965 года. Гран При Голландии. Зандфорт |
|
Поул |
Грэм Хилл (BRM P261) - 1.30,7 (166,4 км/ч) |
Лучший круг | Джим Кларк (Lotus 33) - 1.30,6 (166,6 км/ч) |
Победитель | Джим Кларк (Lotus 33) - 2:03.59,1 (162,3 км/ч) |
Сезон 1965 года стал финальным в истории машин с полуторалитровыми моторами и прошел в Формуле 1 под звуки британского гимна. Несколько подиумов Ferrari и победа Honda в финальной гонке чемпионата никак не повлияли на общую картину. Джим Кларк, Грэм Хилл и дебютант Джеки Стюарт подарили Соединенному королевству один из самых успешных в истории гоночных сезонов.
В голландском Зандфорте картина выглядела знакомым образом – BRM Хилла и Lotus Кларка расположились на двух первых стартовых позициях. Куда больше разговоров вызвал третий результат Ричи Гинтера – накануне Гран При американец несколько дней наматывал тестовые круги за рулем Honda, и это принесло плоды.
Более того, спринт к первому повороту остался за серебристой японской машинкой, и Гинтеру удалось выйти вперед. Но соперники на темно-зелёной технике не хотели мириться с таким положением вещей. В начале третьего круга сопротивление американца сломил Хилл, двумя кругами позже похожий маневр удался и Кларку. В дальнейшем пилот Honda пропустил ещё нескольких конкурентов и финишировал только шестым.
Тем временем впереди произошла ещё одна смена лидера. Кларк, выигравший по ходу сезона все четыре гонки, в которых принимал участие (в Монако шотландец не стартовал, так как поехал в Индианаполис, где стал сильнейшим в 500-мильных состязаниях), вышел вперед и помчался к очередному триумфу. Хиллу же не удалось удержать и второе место. Грэм терял время из-за неисправности в приводе тахометра, потому смог добраться до клетчатого флага только четвёртым.
Зато отличился другой пилот BRM, молодой Джеки Стюарт. Шестая стартовая позиция не помешала восходящей звезде проявить себя - после череды обгонов шотландец пробился на второе место. Следом финишировал Дэн Герни на Brabham.
Интересно... | |
В Зандфорте Джим Кларк в 20-й раз в карьере показал лучшее время круга в гонке. Совсем скоро шотландец смог опередить по этому показателю Хуана Мануэля Фанхио и на 20 с лишним лет воцариться на первой строчке статистической таблицы. Лишь в 1989 году его результат смог превзойти Ален Прост, который, в свою очередь, в 2001-м уступил Михаэлю Шумахеру. |
Рон Торанак
Подиум, завоеванный на Гран При Голландии, стал первым в сезоне для молодой команды Brabham. Она была основана в конце 1961 года двумя друзьями, двукратным чемпионом мира Джеком Брэбэмом и конструктором Роном Торанаком. Именно от их фамилий был образован индекс BT, который присваивался всем машинам Brabham вплоть до того момента, когда в начале 90-х сменившая нескольких владельцев команда окончательно ушла в небытие.
Рон Торанак родился в 1925 году в графстве Кент, но рос в далёкой Австралии, где и построил вместе со старшим братом свою первую машину. Вскоре производство гоночных самоделок несложной конструкции было поставлено на поток под маркой Ralt - Рон даже сам выступал на такой в местных состязаниях. Тогда-то он и познакомился с молодым пилотом Джеком Брэбэмом, который довольно скоро уехал в Европу и стал там чемпионом Формулы 1.
Друзья поддерживали отношения и через океан, и когда в самом начале 60-х Джек понял, что его интересует в гонках нечто большее, чем просто роль пилота, то первым делом пригласил Торанака. В 1961-м компаньоны решили основать собственную команду - и Рон засел за разработку шасси для нескольких гоночных классов. Прошло всего пять лет - и имя Brabham стало синонимом побед.
На Гран При Бельгии 1963 года Дэн Герни принес австралийцам первый выигранный Гран При, а через три года "Черный Джек", выступая на модели BT19, завоевал чемпионский титул. В 1967-м это достижение повторил Дэнни Халм. Надо отметить, что Брэбхэм принимал в создании машин активное участие, но главный груз лежал все же на плечах Торанака. В ту пору в Формуле 1 работало немало отличных конструкторов, потому завоеванные австралийцами Кубки конструкторов дорогого стоили.
Производство шасси достигало 70-80 штук в год, на отдельных Гран При середины 60-х в стартовой ведомости значилось по шесть-семь машин с индексом BT (заводская команда использовала лишь два из них). Но Брэбэму было уже хорошо за 40, он при всем старании не мог угнаться за молодыми соперниками, потому передал свою часть акций Торанаку - и зимой 1970 года уехал на Зелёный континент.
Рон попробовал тянуть оба дела сразу, но быстро выбился из сил. Производство машин он свернул, а гоночную команду продал Берни Экклстоуну, после чего также взял билет до Австралии. Однако затворничество конструктора не продлилось и трех лет. В 1974 он вернулся на британскую землю и начал все с чистого листа. Вспомнив о машинках Ralt, он приступил к выпуску гоночных шасси под такой маркой.
Дело набирало обороты не слишком быстро, но неотвратимо. Торанак не замахивался на Формулу 1, хотя и сотрудничал с некоторыми небольшими командами, а вот в Ф2 и Ф3 его машины уже к концу 70-х завоевали множество побед и титулов. Практически все звезды следующего десятилетия, включая Айртона Сенну и Нельсона Пике, в молодежных классах блистали именно на технике Ralt.
Лишь во второй половине 80-х позиции Торанака серьезно потеснила фирма молодого конструктора Эдриана Рейнарда. Понимая, что уходить надо вовремя, Рон за миллион 250 тысяч фунтов продал весь свой бизнес компании March. Некоторое время он еще оставался в Англии, а потом окончательно перебрался в Австралию, где и поныне, несмотря на солидный возраст, является заметной фигурой в мире автомобильного спорта.
Проект F1News.Ru. Текст: Александр Кабановский