Гонка #632: 11 апреля 1999 года. Гран При Бразилии |
|
Поул | Мика Хаккинен (McLaren MP4/14) - 1.16,568 (201,797 км/ч) |
Лучший круг | Мика Хаккинен (McLaren MP4/14) - 1.18,448 (196,961 км/ч) |
Победитель | Мика Хаккинен (McLaren MP4/14) - 1:36.03,785 (192,994 км/ч) |
Проиграв титулы в 1998 году, в Ferrari бросили все силы на подготовку к новому сезону. Михаэль Шумахер и Эдди Ирвайн наматывали бесконечные круги на тестах, инженеры без устали проверяли детали в аэродинамической трубе, лишь бы настичь соперников из McLaren. Первый этап принес двойственные ощущения – победу, первую в карьере, одержал североирландский гонщик Скудерии, а обе серебристые машины сошли из-за поломок. Вот только до этого момента их пилоты занимали позиции в первом стартовом ряду, а затем уверенно лидировали на дистанции.
На втором этапе, в Бразилии, картина лишь усугубилась: Мика Хаккинен и Дэвид Култхард вновь уехали от соперников в квалификации, тогда как Шумахер остался и вовсе четвертым, пропустив ещё и местного героя Рубенса Баррикелло. Правда, на старте прогревочного круга заглох ДиСи – одним серьезным соперником стало меньше.
А всего через несколько минут после того, как пилоты сорвались с места по сигналу светофора, окрестности Интерлагоса огласил громкий рев десятков тысяч болельщиков: машина Хаккинена внезапно потеряла ход, и мимо, выйдя в лидеры, на белом Stewart промчался Баррикелло. Рубиньо возглавлял пелотон в третий раз за карьеру, и впервые на домашнем Гран При!
Однако в команде Джеки и Пола Стюартов запланировали два пит-стопа по ходу гонки, а в Ferrari и McLaren – лишь по одному. И когда Баррикелло свернул в боксы – новым лидером стал Михаэль Шумахер. По пятам за немцем следовал Хаккинен. «Коробка передач не хотела переключаться. Я сказал команде по радио, что всё кончено. Но они ответили, чтобы я продолжал движение, – объяснил Мика после финиша причину своей заминки в дебюте гонки. – И вдруг всё заработало, как прежде, и я поехал дальше».
Просидев позади Ferrari до середины дистанции, финн дождался пит-стопа соперника и выдал затем четыре отличных круга – что позволило после визита к собственным механикам оказаться на трассе впереди Шумахера. А вскоре события практически утратили для торсиды всякий интерес – на машине занимавшего третье место Баррикелло не сдюжил мотор.
В итоге статус-кво во главе гонки так и сохранился до финиша. Мика и Михаэль заработали первые в сезоне кубки. Компанию на подиуме им составил Хайнц-Харальд Френтцен из Jordan. Вообще-то, третьим по логике событий должен был стать Эдди Ирвайн, но на финальном отрезке в Ferrari решили провести для своего пилота дополнительный пит-стоп, так как из-за забившихся радиаторов начал перегреваться мотор. В итоге Эдди финишировал только пятым, потеряв два очка. Те самые, которых осенью ему не хватило до титула чемпиона мира…
Интересно... |
|
В субботней утренней тренировке попал в очень неприятную аварию и сломал лодыжку дебютант Ф1 Рикардо Зонта из команды BAR. Бразилец не смог выйти на старт домашнего этапа, а также вынужден был пропустить три следующих Гран При, в которых его заменял Мика Сало. |
Стефан Сарразен
В официальном списке гонщиков, хоть раз выходивших на старт этапов Формулы 1, сейчас значится 741 фамилия. На первой строчке Рубенс Баррикелло и его невероятные 322 выступления, рубеж в 100 гонок покорился 60 спортсменам. Однако 60% тех, кого можно называть пилотами Формулы 1, провели не больше десяти Гран При, а 164 человека и вовсе стартовали лишь однажды. В этом списке, среди множества не слишком известных фамилий, есть и Стефан Сарразен – француз, который в первый и единственный раз участвовал в гонке Больших Призов именно в Интерлагосе-1999.
Отец Стефана был раллистом-любителем, потому ещё в раннем детстве он усадил сына за руль карта. Тот сразу начал показывать хорошую скорость, год от года прибавляя в результатах. В 19 лет Сарразен стал чемпионом национальной Формулы Renault 2.0, в 22 занял второе место в Ф3, а уже в 23 состоялся дебют пилота в Формуле 3000. От новичка ждали хороших результатов, но он превзошел все ожидания, когда в 1998 году поднялся на вершину подиума в первой же гонке!
Неудивительно, что уже в следующем сезоне Ален Прост пригласил земляка в свою команду Ф1 тест-пилотом. Параллельно Стефан продолжал выступления в Ф3000, а в апреле ему предоставился шанс дебютировать в Гран При. Пилот Minardi Лука Бадоер повредил запястье и вынужден был пропустить бразильский этап – и именно Сарразена пригласили ему на замену. Задача перед молодым пилотом стояла крайне сложная: выступать на незнакомой трассе за рулем незнакомой машины. Даже индивидуальное сиденье для гонщика в Minardi сделали только к субботе!
Тем не менее, первую же тренировку француз завершил 20-м, опередив чемпионов мира Деймона Хилла и Жака Вильнёва (!), в квалификации показал 17-й результат, а по ходу гонки поднялся до 11-й позиции. Всё складывалось как нельзя лучше, если вспомнить, что Minardi в ту пору была записным аутсайдером, но от тряски на бразильских кочках на машине Стефана не выдержало переднее крыло. В скоростной дуге, что выводит на стартовую прямую, лишившаяся прижимной силы Minardi по касательной задела ограждение из шин и, совершив несколько оборотов вокруг своей оси, замерла на газоне. Александер Вурц, который на момент аварии ехал в четырех секундах позади Сарразена, в итоге финишировал седьмым…
После этого гонщик продолжал пилотировать Prost на тестах, зарабатывал новые кубки в Ф3000 и ждал, что в 2000-м Ален Прост предложит ему перейти в основной состав команды. Но Профессор решил иначе, заключив контракты с Жаном Алези и Ником Хайдфельдом. Стоит признать, что этим гонщикам Стефан на тот момент все же уступал в мастерстве. Кроме того, машина, как оказалось, ехала так плохо, что могла попросту перечеркнуть все его многолетние старания.
Ещё год тестов – и Сарразен вновь ждал главной новости в карьере – но и на этот раз ему предпочли богатого Гастона Маццакане. Потом, когда того выгнали за плохие результаты – состоятельного Лучано Бурти, а когда он попал в аварию в Спа – имеющего солидный бюджет Томаша Энге. После этого сезон закончился, и Prost Grand Prix прекратила своё существование…
В 2002-м Стефан стал тестером Toyota, когда команде был крайне нужен пилот, способный научить ездить совсем «сырую» машину. Но и в этом случае продолжения сотрудничества не последовало. Сезоном позже гонщик оказался в Мировой серии Nissan, одержал там одну победу и завоевал пять подиумов, но было ясно, что в 28-летнем возрасте он уже практически не имеет шансов увеличить количество проведенных Гран При Формулы 1.
И в этот момент француз сделал то, чего не удалось многим другим пилотам, не сумевшим пробиться в Большие Призы. Он показал себя настоящим универсалом. Несколькими годами ранее – удовольствия ради – он принял участие в паре асфальтовых ралли. Результаты, как и много лет назад в Ф3000, превзошли все ожидания: в первой гонке Сарразен стал сильнейшим в своем классе, во второй выиграл в абсолютном зачете!
Видя такие результаты, на 2004 год национальная федерация FFSA и французское представительство Subaru предложили гонщику полновесную программу выступлений на раллийных трассах – и не прогадали. Стефан стал чемпионом страны, а на испанском этапе чемпионата мира сотворил мини-сенсацию, финишировав четвертым. После этого он на два года стал одним из заводских пилотов японской марки, ещё несколько раз финишировав в гонках WRC в шаге от подиума.
Параллельно с этим Стефан выступал и в соревнованиях на выносливость. В 2005-м он впервые поднялся на призовой пьедестал в Ле-Мане, после чего в составе команды Peugeot выиграл два чемпионских титула в первенстве LMS, собрав впечатляющую коллекцию трофеев по обе стороны Атлантики. Пожалуй, в современном автоспорте практически не осталось тех, кто может одинаково здорово проявлять себя на столь разноплановой технике. Почти все пилоты в XXI веке являются узкими специалистами – и пример Кими Райкконена является прекрасным тому доказательством.
Стефан Сарразен и сейчас, под конец четвертого десятка, может бороться за победу на заснеженных допах Ралли Монте-Карло, скоростных прямых «24 часов Спа» и в славящихся контактной борьбой австралийских гонках V8 Supercars. Он бы наверняка сумел проявить себя и в Формуле 1 – но, увы, просто не получил такой возможности.