Гонка #303: 21 мая 1978 года. Гран При Бельгии. Зольдер |
|
Поул | Марио Андретти (Lotus 79) - 1.20,90 (189,66 км/ч) |
Лучший круг | Ронни Петерсон (Lotus 78) - 1.23,13 (184,57 км/ч) |
Победитель | Марио Андретти (Lotus 79) - 1:39.52,02 (179,24 км/ч) |
В Бельгию команда Lotus привезла модель 79, в которой получила развитие концепция «автомобиля-крыла». Новинка досталась Марио Андретти, который распорядился ею наилучшим образом, завоевав поул. Рядом на первом стартовом ряду располагалась Ferrari Карлоса Рейтемана, но если американец после стартового сигнала помчался вперед, то пилот из Аргентины не смог сразу включить вторую передачу.
На неширокой стартовой прямой Зольдера это привело к хаосу. После серии контактов несколько машин лишились антикрыльев, а трем пилотам пришлось и вовсе прекратить гонку. По иронии судьбы, пострадали три последних чемпиона мира – Эмерсон Фиттипальди, Ники Лауда и Джеймс Хант.
Андретти тем временем лидировал, а все остальные тщетно пытались угнаться за черно-золотой машиной с хитрым профилем днища. До середины дистанции погоню возглавлял Жиль Вильнев, но затем у новобранца Ferrari не выдержала шина. Спустя еще 16 кругов аналогичные проблемы возникли и у второго пилота Lotus Ронни Петерсона – шведу, вышедшему на второе место, также пришлось ехать в боксы.
Получив свежий комплект резины, он оказался на трассе только четвертым, но показал лучшее время круга, смог опередить Жака Лаффита и Карлоса Рейтемана и даже начал нагонять напарника – но не успел сделать этого до клетчатого флага.
Пилоты Колина Чепмена завоевали в Бельгии победный дубль, еще на шаг приблизив завоевание обоих титулов. А вот в споре за третье место на последнем круге произошла авария. Лаффит, стремясь попасть на подиум, пошел в опасную атаку, но в итоге после контакта его Ligier остановилась на обочине, тогда как Рейтеман смог довести свою Ferrari до финиша.
Интересно... |
|
Долгое время Формула 1 оставалась «вотчиной» компании Goodyear, но в 1978-м на арену вышли французы из Michelin, причем они поставляли свои радиальные шины всего двум командам – Ferrari и Renault. В такой ситуации американцы не придумали ничего лучше, как прямо по ходу сезона изменить правила игры. Представители Goodyear заявили, что отныне они будут обеспечивать всеми имеющимися в их распоряжении составами всего десятерых гонщиков – в это число вошли восемь представителей сильнейших команд, а также двое лучших по итогам квалификации каждого Гран При. Всем же остальным предлагалось использовать в гонке так называемые «универсальные» шины. Как признавались пилоты, по своим характеристикам они были лишь немногим лучше деревянных. |
Surtees TS20
На бельгийском этапе лучшего в сезоне квалификационного результата добилась команда Surtees. Итальянец Витторио Брамбилла на ярко-оранжевой машине модели TS20 стартовал 12-м и даже какое-то время держался шестым, но в итоге не смог добраться до финиша из-за поломки мотора. Для команды Джона Сертиза 1978-й стал девятым и заключительным годом выступлений в Ф1, а TS20 – последним шасси в истории проекта чемпиона мира 1964 года.
К тому моменту уже стало ясно, что Surtees едва ли удастся повторить судьбу McLaren или Brabham – после неплохого начала и пары подиумов в первой половине 70-х результаты упали, и два-три очковых финиша за сезон были максимально возможным достижением для пилотов британской команды. Когда перед стартом сезона TS20 впервые показалась на трассе, стало ясно, что картина останется прежней – днище машины было абсолютно плоским, тогда как для борьбы на высоком уровне уже требовалось использовать «внутреннюю аэродинамику».
Машину разрабатывали сам Сёртиз и конструктор Кен Сирс. Её отличали заметно большие, чем у предшественницы TS19, габариты, клиновидная форма с воздухозаборником в носовой части, скошенные боковые понтоны, почти не закрытый двигатель и большое заднее крыло, расположенное практически у самого асфальта.
Нельзя сказать, что машина, оснащенная мотором Cosworth DFV и коробкой Hewland, была такой уж медленной – среди «плоскодонок» она и вовсе смотрелась едва ли не лидером. Но пилотам – немолодому, но по-прежнему отчаянно рисковому Витторио Брамбилле и не хватавшему звёзд с неба Руперту Кигану – даже квалификацию удавалось проходить не всегда. В первой половине сезона лучшим результатом стало седьмое место итальянца в Хараме.
Увы, затем команда Сертиза вступила в полосу неудач – Киган попал в серьезную аварию на голландском этапе и сломал запястье, а Брамбилла, заработав первое в сезоне очко за шестое место на Гран При Австрии, затем стал одним из участников печально известного стартового завала в Монце, стоившего жизни Ронни Петерсону, и получил травму головы…
По ходу сезона Сирс дорабатывал машину, пытаясь хотя бы частично задействовать граунд-эффект. Обновленная версия в некоторых источниках даже носит название TS20B или TS20+. На два финальных этапа в команде появился молодой француз Рене Арну – в Уоткинс-Глене дебютанту удалось пробиться по ходу дистанции с 21-го места на девятое. Казалось, что дела вновь пошли на лад и в следующем, 1979 году, можно рассчитывать на серьезный шаг вперед.
Но Арну пригласили в Renault, а других желающих выступать за Surtees так и не нашлось. И единственное шасси TS21, где уже полноценно использовался граунд-эффект, так и замерло, собранное наполовину, в одном из залов опустевшей базы…